Бритнев, Михаил Осипович


Михаи́л О́сипович Бри́тнев (1822, Кронштадт1889, Кронштадт) — русский судовладелец, судостроитель, создатель первого в мире ледокольного судна[1].

Адмирал Макаров, создатель первого арктического ледокола «Ермак», высоко ценил Бритнева и считал его своим предшественником.

Родился в купеческой семье. С 1840 года занимался предпринимательством в Кронштадте. Построил несколько плавучих кранов для разгрузки судов. Позднее эту идею взяло на вооружение морское ведомство.

В 1864 году, чтобы продлить навигацию на линии без прорубания канала во льду для пароходов, переоборудовал свой пароход «Пайлот» в ледокольное судно. Форштевень был скошен под углом 20° ниже ватерлинии, что позволило судну ломать лёд и значительно ослабляло силу удара при встрече со льдинами. Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила Бритнева построить второе подобное судно — «Бой».

В 1868 году, будучи потомственным почетным гражданином Кронштадта, избирался городским Головой. В этом же году основал в Кронштадте свой судостроительный литейный и механический завод. Построенные им пароходы долгое время плавали на реке Енисей, Лена и озере Байкал.

В 1869 году открыл первую в России водолазную школу[источник не указан 3319 дней][2]. В 1889 году «Кронштадтский вестник» писал: «…основал частную водолазную школу, из которой и в настоящее время на службе у него находятся шесть человек водолазов». Эти несколько строк – почти всё, что известно о водолазной школе Бритнева.