Буассере, Сюльпис


Иоганн Сюльпис Мельхиор Доминикус Буассере (нем. Johann Sulpiz Melchior Dominikus Boisserée; 2 августа 1783[3][4], Кёльн, Куррейнский округ — 2 мая 1854[5][3], Бонн, королевство Пруссия[6]) — немецкий архитектор, коллекционер живописи[8], историк искусства[9], исследователь готической архитектуры, активно выступавший за завершение строительства Кёльнского собора.

Родился в семье коммерсанта Николаса Буассере и Марии Магдалины, дочери кёльнского купца Антона Брентано. Предки семьи — французские протестанты, которые иммигрировали из Льежа (ныне Бельгия) в XVIII веке[10]. Сюльпис вырос под строгой католической опекой своей бабушки после того, как его мать умерла в 1790 году, а отец — в 1792 году. Его младший брат Мельхиор Германн Иосиф Георг Буассере (1786—1851) также был коллекционером произведений искусства[11]. В 1799 году, во время ученичества в Гамбурге, Сюльпис Буассере обнаружил в себе интерес к искусству[12].

Братья Буассере поддерживали контакты с Фердинандом Францем Вальрафом, Фридрихом Шлегелем и его супругой Доротеей. Сюльпис с 1810 года был близким другом Иоганна Вольфганга фон Гёте, с которым часто встречался во Франкфурте. Гёте наносил ему визиты в Гейдельберге в 1814 и 1815 годах, где осматривал его коллекцию картин. Там же с Гёте и четой фон Виллемер встречался великий герцог Карл Август. На банкете, устроенном Виллемером по случаю 70-летия Гёте, Буассере стал одним из основателей комитета по установке памятника Гёте во Франкфурте.

Сюльпис Буассере был соредактором журнала Гёте «Об искусстве и древности» (Über Kunst und Altertum). Буассере также дружил с Вернером фон Гакстхаузеном. По пути во Франкфурт он всегда любил останавливаться у Кристиана Зайса в Висбадене[13].

В 1804 году братья Буассере приступили к систематическому собиранию произведений старонемецкой и старонидерландской живописи вместе с их общим другом Иоганном Батистом Бертрамом (1776—1841), который был совладельцем их коллекции картин. Братья совершали поисковые экспедиции по городам Германии, прирейнских областей и Фландрии. Часть германских земель в 1801 году согласно Люневильскому договору отошла к революционной Франции, многие церкви и монастыри были закрыты, а произведения искусства выставлены на торги. Это помогло братьям Буассере составить уникальную коллекцию церковной живописи.

С ноября 1810 по 1819 год собиратели демонстрировали коллекцию в своём доме на Карлсплац в Гейдельберге, затем в Штутгарте. Шлегель оценил её восторженно. Гёте, который также посетил собрание, был с его классическими симпатиями более сдержан, но выразил желание написать предисловие к эссе Буассере «Древнегерманская архитектура» (Altdeutsche Baukunst, 1817). Братья закрыли свой музей в 1819 году. Буассере написал каталог коллекции, поручив Иоганну Непомуку Штрикснеру задокументировать работы в серии литографий, которые были опубликованы между 1821 и 1840 годами.