Будда Медицины


Бхайшаджьягуру (санскр. भैषज्यगुरु, IAST: Bhaiṣajyaguru; там. பைசையகுரு; кит. 藥師佛 Yàoshīfó, 藥師如來 Yàoshīrúlái; яп. 薬師 Якуси, 薬師如来 Якуси Нёрай; кор. 약사여래 Yaksayeorae, 약사불Yaksabul; тиб.  སངས་རྒྱས་སྨན་བླ། Sangye Menla; монг. Оточ Манла, букв. «Наставник-лекарь») — будда медицины и целительства в буддизме махаяны. Полное его имя — Вайдурья-прабха-раджа (санскр. Vaiḍūryaprabhārāja; тиб. bai dur ya'i 'od kyi rgyal po, букв. «Владыка Лазуритового (Бериллового) Сияния»). Его описывают как врача, который исцеляет страдания сансары, используя лекарство своего учения.

Бхайшаджьягуру обычно изображается в канонической буддоподобной форме, держащего в руках чашу с лекарством и, в некоторых версиях, с кожей синего цвета.

Бхайшаджьягуру описывается в одноименной сутре Бхайшаджья-гуру-вайдурья-прабха-раджа (сутра Будды Медицины) как бодхисаттва, давший двенадцать великих обетов. Достигнув состояния будды, он стал Буддой восточной чистой земли Вайдурья-нирбхаса («Чистый лазурит»). Там его сопровождают два бодхисаттвы, символизирующие свет солнца и свет луны — Сурьяпрабха и Чандрапрабха.

Считается, что целители, уделяющие особое внимание практике (санскр. sādhanā) Владыки Лазуритового Сияния, могут развить особые способности ясновидения, которые помогают в правильной постановке диагноза и лечении.

Мантра Бхайшаджьягуру из его сутры: санскр. tadyathā oṃ bhaiṣajye bhaiṣajye mahābhaiṣajya [rāja] samudgate svāhā[1].

Основу тибетской медицины составляют четыре Медицинские Тантры (Чжуд-ши), которые, как считается, были переданы людям Буддой Медицины. История гласит, что как-то Бхайшаджьягуру сидел среди своих учеников: бодхисаттв, великих мудрецов, богов и врачей-волшебников. Все они хотели получить знания по искусству исцеления, но не могли вымолвить ни единого слова, чтобы попросить об этом, поражённые светом, исходящим от Будды Медицины. Тогда Владыка Лазуритового Сияния создал две эманации, одна из которых задавала вопросы, а вторая отвечала на них. Так как обе эманации ничем не отличались от самого Будды Медицины, то задавались совершенные вопросы и были получены совершенные ответы. Ученики узнали о причинах всех болезней, о методах диагностики, о способах лечения и укрепления здоровья. В соответствии с этим учением причиной всех болезней являются три яда человеческого сознания: неведение, привязанность (страсть) и гнев. Эти три яда вызывают дисбаланс между тремя дошами[2], что приводит к болезням. Три доша взаимодействуют с четырьмя условиями: окружающая среда, питание, образ жизни и эмоциональное состояние. Это, в свою очередь, ведёт к влиянию на взаимодействие между элементами тела. Из этого следует, что болезни тела являются следствиями болезней ума. Всего выделяют двадцать пять взаимодействующих элементов. Вот что пишут об этом в коренной медицинской тантре: