Бузавы


Буза́вы (калм. Бузаав) — донские калмыки-казаки, осевшие на Дону и образовавшие казачьи станицы в Сальских степях, на территории современной Ростовской области. Имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков свою особенную культуру, танцы, песни, одежду, традиции и быт.

Среди донских калмыков сохранилось предание, что предками их были не волжские калмыки, а представители особой группы выходцев из Джунгарии, ничего общего не имевшей с торгутами Хо-Урлюка и выделившейся из общей ойратской массы гораздо позднее. Под предводительством двух братьев, тайшей Цагана и Баахана. Эта группа, не задерживаясь у Волги, проследовала на реку Донец, по-калмыцки Бузын, и расположилась кочевьями на первое время в урочище Экджы-Хойр, где до Гражданской войны находился «Провальский войсковой конский завод»[2].

На Дону калмыки впервые появились со второй половины XVII века. Причинами откочёвки части калмыков на Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве. Калмыцкая знать не раз обращалась к русским властям с жалобами на донских казаков и администрацию соседних с ханством городов в целях того, чтобы они не принимали и возвращали беглых калмыков. В 1673, 1677 и 1683 годах русское правительство издавало указы, которыми запрещалось донским казакам и пограничным городам принимать к себе беглых калмыков, а в случае, если бы таковые явились на Дон, немедленно отправлять их на прежние места[3].

Предположительно в середине XVII века между калмыками и казаками Войска Донского был подписан договор, которым был закреплён официальный статус взаимоотношений калмыков с Донскими казаками. Возглавлял делегацию Донских атаманов Степан Тимофеевич Разин (1630—1671)[4].

Запреты царских властей к казакам на прием к себе калмыков действовали слабо, численность калмыков на Дону, время от времени, увеличивалась. Значительный прирост произошел к концу XVII века, с приходом группы «черных калмыков» (чоросы, зюнгары) из Джунгарии. В это время на Донец прикочевали первые нойоны (князья) Баахан (Баахан-Манжи, Бокшурга) и его брат Баатур (Цаган-Баатур, Чаган-хан), со своими улусами. Речь идёт о приходе двух сыновей Чокура-Убаши (Ахай Чокур, Чуукур-Убаши), родного брата основателя и первого хунтайджи Джунгарского ханства Батура-хунтайджи из рода Чорос по линии Хара-Хула-тайши. Первые упоминания о сыновьях Чохура делает русский посол В. Литосов в 1665 году во время своего посещения Джунгарского ханства и ставки Сенге. В докладе отмечается, что «В ноябре он прибыл в улус Чохура, который в это время уехал в Тибет, поручив управление улусом своим сыновьям Баахану и Цагану»[5]. Позднее в 1666 году другой русский посол, штатный переводчик Посольского приказа в Джунгарии Павел Кульвинский, знавший не только монгольский и калмыцкий языки, но и тибетский язык, также отмечает, что у Чокура-Убаши есть сыновья Баахан-Манжи и Цаган[6].