Бурхард из Урсберга


Бу́рхард из Урсберга (нем. Burchard von Ursberg, лат. Burchardus Urspergensis или Burchardus Biberacensis; до 1177, Биберах — 11 января 1230[1][2] или 1231[3][4][5][6], Урсберг, Бавария) — средневековый немецкий хронист, монах-премонстрант, пробст монастыря Св. апостолов Петра и Иоанна в Урсберге, автор «Урсбергской хроники» (лат. Urspergensium Chronicon).

Точно не установлено, какой из двух городов под названием Биберах, в Баварии или в Вюртемберге, являлся местом его рождения, но предпочтение отдаётся чаще всего второму[7]. По происхождению своему он, скорее всего, являлся швабом[8]

В 1198 и в 12101211 годах он совершил две поездки в Рим, посетив также, вероятно, Болонскую юридическую школу[2]. В 1202 году[3] рукоположён был в священники в Констанце епископом Дитхельмом. В 1205 году принял постриг в норбертинском монастыре в Шуссенриде[нем.], где в том же году стал каноником, а в 1209 избран был пробстом[9].

В 1211 году добился от папы Иннокентия III привилегий для Шуссенридской обители, которые, однако, так и не привели к её процветанию. C 1215 года занимал должность пробста норбертинского монастыря в Урсберге[нем.][3] и, вероятно, оставался им до самой своей смерти[10].

Точная дата его смерти остаётся предметом дискуссии[11], наиболее предпочтительной называют 1 января 1230 или 1231 года[7].

Около 1229 года[4] составил в Шуссенриде на латыни свою всемирную «Урсбергскую хронику» (лат. Urspergensium Chronicon), образцом для которой стала хроника Эккехарда из Ауры, рукопись которой обнаружена была им в соседнем монастыре бенедиктинцев в Цвифальтене[10]. Помимо неё, использовал в качестве источников «Церковную историю» Евсевия в переводе и с продолжением Руфина Аквилейского, «Историю против язычников» Павла Орозия, «Житие Св. Галла» Вилафрида Страбона, хроники Фрутольфа из Михельсберга, Оттона Фрейзингского, «Саксонского анналиста», сочинения Гонория Августодунского и Гуго Сен-Викторского[12][13], а также ряд других немецких и итальянских летописей, в том числе «Геналогию Вельфов», «Вейнгартенские», «Цвифальтенские анналы»[3] и утраченную хронику Иоанна из Кремоны[10]. Также опирался на устные сообщения современников[2], а начиная со времён императора Генриха VI и на собственные воспоминания. Вместе с продолжением «Урсбергская хроника» излагает события мировой истории начиная с библейского Нина до 1229 года[14], продолжая исторические сочинения Фрутольфа и Эккехарда[9].