Бутоньерка


Бутонье́рка (фр. boutonnière — цветок в петлице) — один или несколько цветков или бутонов (обычно гвоздики или розы), собранных в маленький букет, вставленный в петлицу, аксессуар мужского костюма, который разнообразит его цветовую гамму.

Традиция носить один или несколько цветов, приколотых у ворота мужского костюма, восходит к XVI веку, в ту эпоху считалось, что подобным образом можно отвратить невезение, спастись от «дурного глаза». Бутоньерка выступала «мужским» свадебным букетом, и была призвана защитить своего владельца от болезней и замаскировать дурной запах[1].

В конце XVIII века мужской костюм претерпел кардинальные изменения. Европейская мужская мода (в том числе и законодатели мод — французы) восприняла английскую модель костюма — сюртук, бриджи и ботинки. В этот период в верхней петле сюртуков стали носить крупные цветы. Вскоре стало модным оставлять верхние пуговицы сюртуков расстегнутыми, борта отворачивались и образовывали лацканы, на один из которых прикреплялась бутоньерка[1]. Во времена Французской революции красная гвоздика в петлице дворян, поднимавшихся на эшафот, символизировала их бесстрашие. Начиная с 40-х годов XIX века красную гвоздику стали носить представители рабочего движения на политических демонстрациях, так называемых маёвках, когда красные флаги были под запретом. В начале XX века в Российской империи уже сама красная гвоздика оказалась под частичным запретом: на 1 мая этот цветок невозможно было найти в магазинах[2].

На рубеже XVIII—XIX веков, под влиянием идей романтизма, возрос интерес ко всему природному, естественному, загадочному и прекрасному окружающему миру. Бутоньерка стала очень модным аксессуаром в качестве яркого акцента для мужского костюма, к тому времени ставшего очень сдержанным в цветовом решении. К концу XIX века бутоньерка была отличительным знаком человека, внимательно относящегося к своему внешнему виду. Цветок на лацкане был таким же необходимым мужским аксессуаром, как цепочка для часов, портсигар и булавка, украшенная драгоценными камнями[1].

В XIX веке экстравагантная бутоньерка стала символом денди. В ряд ярких аксессуаров, которые добавлялись к костюму чёрного или синего цвета и делали облик настоящего денди полностью завершенным и запоминающимся: запонки бриллиантовые или с бирюзой; красный жилет Теофиля Готье, перчатки того же цвета Барбе д'Оревильи; входила и зелёная бутоньерка[3]. Без цветка в петлице не появлялся на публике Оскар Уайльд, которому принадлежит высказывание, что «хорошо подобранная бутоньерка — единственная связь между искусством и природой»[4]. Гвоздику зелёного цвета, олицетворение «чистого искусства», надел Оскар Уайльд на премьере «Веера леди Уиндермир», она сменила цветок лилии или подсолнуха, который он носил в руках как символ нарциссизма[5]. В начале XX века в России новые эстеты — футуристы, пародируя стиль отечественного богемного дендизма, вставляли в петлицы деревянные ложки[6].