Буховецкий, Дмитрий Савельевич


Дмитрий Савельевич Буховецкий (1885, Белая Церковь, Киевская губерния, Российская империя — 1932, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — режиссёр, сценарист и актёр, один из ведущих европейских режиссёров, снимавших масштабные исторические экранизации. Русский эмигрант первой волны.

В начале своей кинематографической карьеры, пробовал силы в режиссуре. С конца 1917 года начал сниматься в кино в картинах «Товарищества И. Ермольева», которое после революции перенесло производство в Крым. На базе киностудии Ермольева в Ялте снялся в 9 фильмах. В 1918 г. сыграл в фильме Я. Протазанова «Богатырь духа». В 1919 г. сыграл главную роль в фильме «Товарищ Абрам».

После издания декрета Ленина о национализации кинематографа в августе 1919 г. Д. Буховецкий эмигрировал сначала в Польшу, где снимался в главных ролях в двух фильмах режиссёра Евгениуша Модзелевского. В том же году переехал в Германию, где как режиссер снял свою первую немецкую картину «Анита Джо».

Благодаря особому художественному чутью Д. Буховецкому удалось в короткий срок не только освоиться в западном кинематографе, но и, став профессионалом высокого класса, войти в число наиболее плодовитых режиссёров Германии — самой крупной кинодержавы того времени. За 4,5 года Буховецкий снял 10 фильмов в Германии и один — на киностудии Швеции — «Карусель жизни» («Das Karussell des Lebens», 1923). Его ленты не только пользовались неизменным зрительским успехом, но и создавали мастеру определенный авторитет в кинематографических кругах.

Дмитрий Буховецкий, выбрав для себя жанр исторической экранизации, осуществил ряд масштабных постановок: «Братья Карамазовы» и «Дантон» (1921), «Отелло» и «Пётр Великий» (1922) с лучшими актерами того времени Эмилем Яннингсом и Вернером Краусом.

После успеха фильма «Сапфо» с Полой Негри в главной роли, Буховецкий вместе с ней и Эрнстом Любичем в 1924 году по приглашению кинокомпании «Paramount» отправился в США. С Полой Негри в Америке Буховецкий снял три картины — «Мужчины» (1924), «Лилия из праха» (1924) и «Корона лжи» (1926). Кассовый успех этих фильмов принес ему контракт сначала со студией Universal Pictures, а с ноября 1926 года — и Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). В 1927 году MGM пригласила его снять фильм «Любовь» с Гретой Гарбо в главной роли. Однако продюсер картины Ирвинг Тальберг был недоволен работой режиссера и вскоре заменил его на Эдмонда Гулдинга.