Бхуми


Бху́ми (IAST: Bhūmī), Бху́ (IAST: Bhū), Бхуми-де́ви (IAST: Bhūmīdevī), Бху-де́ви (IAST: Bhū Devī) — богиня земли, супруга и возлюбленная Вишну. В шри-вайшнавизме считается проявлением деви Лакшми и принимает формы двух богинь: Шри-деви и Бху-деви.

Бхуми как богиня земли воплощает материальный достаток, в то время как Шри-деви связана с счастьем и благополучием. Обе богини могут изображаться держащими в руках горшки с зерном и с золотом. В народной традиции Шри-деви считается «небесной» женой Вишну, а Бху-деви — его «земной» женой. Их тройственный союз соединяет небесный и земной миры[1].

Земля почитается как мать, питающая и поддерживающая живые существа. Её воспевают за стойкость и терпимость, способность любить и прощать проступки живых существ. Главная история о Бхуми связана с её супругом, Вишну: в образе аватара Варахи он спас Бхуми от демона Хираньякши. Нередко Бхуми выступает в зооморфном образе коровы. Богиня фигурирует как мать Ситы, героини «Рамаяны». В пуранах считается супругой Варахи, а также царя Притху, в котором воплотился сам Вишну.

Богине посвящено два из 108 священных мест дивьядешам. В её честь в штате Одиша (Индия) ежегодно проводится праздник раджапарба.

Имя богини на санскрите буквально означает «бытие» и происходит от глагола бху, то есть «быть». В индийской философии богиня Бхуми тесно связана с бытием во всём его проявлении. В одухотворенном представлении, Бхуми — это реальность, истина, жизнь, которая противоположна небытию[2]. Уважение к Земле как к матери «Притхиви» или богине «Бху-деви» берёт начало в ведийские времена. Её представляют и как проявленный мир, и как женское божество, глубоко преданное Вишну. В Ведах природа Бхуми отражена в трёх аспектах. Во-первых, она олицетворяет одухотворённую материю. Во-вторых, Земля — мать всего творения, поддерживающая и питающая жизнь. В-третьих, Бхуми олицетворяет проявленный мир. В двух первых ипостасях Бхуми предстаёт земной богиней. Это воспитывающая и терпеливая женщина-мать. Её божественные качества определяют Бхуми, что находит отражение в священных текстах и ритуалах. В «Ригведе» Притхиви в паре с мужским божеством Дьяусом выступает одним из родителей Вселенной. Она — мать растений и опора дхармы. В третьей ипостаси Бхуми предстаёт природой (пракрити) — о чём повествует «Яджурведа»[3].

В первых священных текстах Земля тесно связана с водой («космическими водами»), которая отождествляется с абстрактным, нематериальным миром. В одной из древнейших историй о Земле, изложенной в «Яджурведа-Самхите», говорится о том, как Землю подняли из воды. «Шатапатха-брахмана» рассказывает, как Земля возникла из хираньягарбхи, находившегося в воде. В проявленном мире Земля уже не связана с божеством неба Дьяусом, а находится в паре с божеством деторождения Праджапати. В более поздних историях Праджапати ассоциируется с поддерживающем мироздание Вишну[3].