Вараха


Вара́ха (санскр. वराह, IAST: Varāha) — в индуизме зооморфная аватара бога Вишну в виде вепря, спасшего Землю и населяющее её человечество. Образ Варахи отражает древнеиндийскую космологию и сотериологию. Вепрь на своём клыке поднимает вверх Землю, утопающую в мировых водах. «Потопные» аллюзии сюжета, впервые появляются в «Брахманах» и приписывают спасение Праджапати[1]. Затем путём слияния различных божеств Праджапати-вепрь стал отождествляться с Вишну. Его демоноборческий образ закреплён в вайшнавских пуранах. В поздней интерпретации, чтобы спасти Землю, которую асура Хираньякша погрузил в океан, Вишну воплотился в земном мире как вепрь, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял Землю на своём клыке[2].

Борьба Вишну с Хираньякшей стала пураническим добавлением к космогоническому в своей основе мифу об «извлечении» земли из первичных вод. История изложена в ряде священных текстов индуизма — «Шатапатха-брахмане» (XIV.1.2), «Махабхарате» (III.141, 187), «Вишну-пуране» (I.4), «Бхагавата-пуране» (III.13-19), «Вараха-пуране» (113—115) и других [3][4].

Первые изображения Варахи найдены в регионе Матхуры и датируются I—II веками. В эпоху Гуптов (IV—VI века) они появились в храмах и на археологических памятниках Центральной Индии. К ним относятся антропоморфные изваяния в пещерных храмах Удаягири и зооморфная скульптура в Эране. Другие ранние изображения Варахи сохранились в пещерных храмах Бадами и Махабалипураме (VII век) в Южной Индии, а также в пещерах Эллоры (VII век) в Западной Индии. К концу VII века почитание Варахи распространилось во всех регионах Индии. Пик культа Варахи приходился на период между VIII и IX веками. Храмы, посвящённые Варахе, основаны в Кхаджурахо, Удайпуре, Джханси и других городах. После мусульманского вторжения из-за неприятия образа «священной свиньи» широкое почитание сошло на «нет» и прекратилось с XVII века[5].

В переводе с санскрита Вараха (санскр. वराह, IAST: Varāha) буквально означает «дикий вепрь». Оно происходит от протоиндо-иранского «'uarāĵʰá'», что переводится как «кабан». Считается, что термин имеет близкие связи с авестийским «varāza», курдским «beraz», парфянским «warāz» и новоперсидским «gorāz» (گراز) — все они означают дикого кабана[6].

Слово «Вараха» встречается в Ригведе, в частности, в стихах 1.88.5 («убегающие кабаны с золотыми чакрами, с железными клыками»), 8.77.10 (Вишну принёс «сотню буйволов, похлёбку, варёную на молоке, кабана Эмушу») и 10.28.4 («шакал кинулся на кабана из засады»), где оно означает кабана. Кроме того, в некоторых гимнах его отождествляют с «дождевым облаком», ведийским божеством Вритрой: стихи 1.61.7 («Вишну отнял варёную (пищу), ранил кабана, стреляя сквозь скалу») и 10.99 («убил кабана стрелой с железным наконечником»). «Вараха» также является эпитетом Сомы 10.97.7 («приносящее сому»)[7].