Бёюк-Зиря


Бёюк-Зиря[1] (азерб. Böyük Zirə adası, до 4.02.1991 года — Наргин[2]) — остров в Каспийском море у южного побережья Апшеронского полуострова. Один из островов Бакинского архипелага. Расположен в южной части Бакинской бухты, близ города Баку. Прежнее название — Нарген[3][4] или Наргин[5].

Современное название острова — «Бёюк-Зиря», которое являлось также первоначальным названием, происходит от слияния двух слов, азербайджанского «бёюк» (азерб. «böyük»), что означает «большой» и арабского слова «джазиря», что означает «остров».

Большинство названий островов Бакинского архипелага, в том числе и Бёюк-Зиря, было изменено русскими, в частности казаками, появившимися на Каспии в XVII веке. Так Бёюк-Зиря стал именоваться Нарген, что было связано с именем Петра I. Считается, что после войны со шведами этот остров напомнил российскому императору по форме остров Нарген (ныне Найссаар), расположенный рядом с Ревелем (нане Таллин) в Финском заливе. Немецкое «Нарген» (нем. Nargen), шведское швед. Nargö и эстонское «Нартинген» означают «узкий пролив». В 1990 году острову Нарген было возвращено его исконное название.[6][7]

Остров Бёюк-Зиря, расположенный в Каспийском море, в пятнадцати километрах от Баку, имеет стратегическое значение для Азербайджана и находится в подчинении Министерства Обороны Азербайджанской Республики. Остров представляет собой каменистую территорию.[8] В январе 2008 года со стороны ГНКАР было завершено строительство водяной линии от посёлка Локбатан на остров Бёюк-Зиря, протяжённостью 17 км, пролегающей на глубине 12-14 метров.[9]

Маяк на острове начал действовать 11 декабря 1884 года. Был построен на западном плесе острова и обеспечивал судам возможность входа ночью в Бакинскую бухту. Представлял собой одноэтажное каменное жилое здание с трёхметровой башней на крыше, где и находился фонарь. Путь кораблям освещали керосиново-фитильная горелка, а затем газовый фонарь, со светооптическим аппаратом 4-го разряда, который был специально изготовлен в Швеции.

В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, здание маяка было взорвано по приказу советского военного командования. Так как здание маяка могло явиться хорошим ориентиром для немецкой авиации, на острове начали устанавливаться зенитные орудия для защиты Баку от воздушных налётов немецких бомбардировщиков. Маяк был восстановлен лишь в 1958 году и действует и по настоящее время. На возвышенности средней части острова была построена каменная 18-метровая башня, оснащенная сложной оптико-навигационной системой. Обслуживание маяка происходит вахтенным способом, персонал сменяется каждые две недели. Свет от маяка виден на расстоянии 20-30 км от Баку. Питание маяка обеспечивается солнечными батареями, которые дают заряд до 7 суток а также дизельным генератором.[10]