Вагенбург


Вагенбург[1][2][3][4] (нем. Wagenburg), вагонфорт (англ. Wagon fort), Гуляй-город[5] — передвижное полевое укрепление из повозок в XV—XVIII веках.

Вагенбург также мог строиться из импровизированных средств (например, в Селёдочной битве (1429 год) вагенбург был выстроен англичанами из обозных телег). Поэтому в широком смысле вагенбургом называли любое передвижное фортификационное сооружение, внутри которого находились оружие и люди. Вагенбург обеспечивал преимущество в бою в период, когда широко применялась тяжёлая (рыцарская) кавалерия, а ручное огнестрельное оружие ещё не получило большого распространения. С развитием огнестрельного оружия стало выгоднее использовать линейное построение пехоты. А массовое появление полевой артиллерии (которая легко поражала деревянные щиты) превратило его в архаизм. Далее применение подвижной фортификации регулярными войсками носило, скорее, единичный характер[6]. Во времена А. В. Суворова Вагенбург — временное укрепление, составленное из повозок обоза; укреплённая стоянка обоза[7]. В современном английском языке военный термин «laager» (вагенбург) означает одну из форм построения броневого и танкового вооружения и техники.

Использование вагенбургов описано в китайском историческом трактате «Ханьшу»[8]. Так, в 119 году до н. э. в ходе хунно-китайских войн полководец Вэй Цин выстроил свои боевые колесницы (武剛車) в круг и в такой своеобразной крепости отразил атаку кавалерии противника, после чего контратаковал и обратил врага в бегство. Однако в основном китайцы использовали боевые колесницы для атаки на врага (в качестве аналога тяжёлой кавалерии).

Древнейшим из известных авторов, упоминающих использование вагенбургов, является Аммиан Марцеллин (офицер римской армии, живший в IV веке). Он описывает похожие передвижные укрепления готов[9].

Существуют предположения, что подобную тактику могли использовать и кочевые народы южнорусских степей до монгольского нашествия — начиная с хуннов и заканчивая половцами.

Широкое применение вагенбурги получили в гуситских войнах (1419—1434). Во многом благодаря боевым возам с установленными на них орудиями, гуситы успешно отражали атаки тяжеловооружённого противника[10]. Чешский вариант вагенбурга назывался «табор» (чеш. tábor) или «возова градьба» (чеш. vozová hradba).