Ваджрапани


Ваджрапани (санскр. वज्रपाणि, IAST: Vajrapāṇi, от санскр. वज्र, IAST: vajra — «удар молнии» или «алмаз», и पाणि, IAST: pāṇi — «в руке»; то есть «держащий ваджру») — в буддизме махаяны и ваджраяны бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества.

Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри — проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд.

На санскрите Ваджрапани называют также «Ваджрасаттва» (वज्रसत्त्व, IAST: vajra-sattva), а на тибетском — Чана Дордже (ཕྱག་ན་རྡོ་རྗེ་; Вайли: phyag na rdo rje).

В «Сутре золотого блеска» (санскр. सुवर्णप्रभासोत्तमसूत्रेन्द्रराज IAST: suvarṇaprabhāsottamasūtrendrarājaḥ) он называется «Великим генералом якшей».[1]

В текстах Ваджраяны о Ваджрапани говорится как о бодхисаттве, который «проявляет могущество всех Будд», подобно тому как Авалокитешвара проявляет их великое сострадание, Манджушри — их мудрость, а Тара — их чудотворные деяния. Для йогов Ваджраяны Ваджрапани представляет способ преисполнения твёрдой решимости и символизирует неослабевающую эффективность в покорении невежества.

Иконографически его напряжённая поза — это поза воина-лучника (санскр. pratayalidha). Она напоминает позицию «к бою» в фехтовании. В своей вытянутой правой руке он держит ваджру, а в левой — лассо, которым он связывает демонов. Он носит корону из пяти дхьяни-будд, из под которой видны его волосы. У него гневное выражение лица. У него обозначен третий глаз. У него змеиное ожерелье и набедренная повязка из шкуры тигра, чья голова видна у его правого колена.