Владимирский тракт


Влади́мирский тракт, (просторечное Влади́мирка) — название грунтовой дороги главного сообщения из Москвы на Владимир. Позже — Московско-Нижегородское шоссе. Владимирский тракт являлся частью Сибирского тракта[1]. Возникла позже Великой Владимирской и Стромынской дорог.

Предположительно, термин «Владимирка» появился с жаргонного языка уголовных преступников XVIII века, которых ссылали в сибирские остроги по большой Владимирской дороге. Почти все русские тракты назывались народом сокращённо. Слово «Владимирка» вошло в русский разговорный и литературный лексикон как синоним понятия о безотрадно-мученическом пути на сибирскую каторгу. В настоящее время понятие Владимирка является анахронизмом. Весь путь от Москвы до Казани, по данным 1752 года, исчислялся длиною в 735 вёрст, на которых на Московский уезд приходилось не более 30, на Богородский уезд около 75 вёрст; от Москвы до Владимира протяженность тракта была в 180 вёрст[2]. Принято считать, что Владимиркой назывался тракт от Москвы до Владимира, с его каторжной и пересыльной тюрьмами того времени. Но с точки зрения ссыльных каторжан весь путь от Москвы до Сибири был «Владимиркой»[3][4][5].

Дозорные книги за 1680-й год называют её большой Владимирской дорогой[2]. Известный же русский учёный XVIII века, академик И. И. Лепехин (1740—1802), путешествуя из Петербурга через Москву в Оренбург в 1796 году, называет эту дорогу на Владимир большой Московской дорогой[6]. Разные же участки рассматриваемой дороги имели свои местные названия, соответственно названиям тех населённых мест, через которые участки пролегали. Так, участок от Москвы до города Богородска (в настоящее время — Ногинск) назывался то Богородской большой дорогой, то Рогожской, так как дорога начиналась от Рогожской заставы в Москве. Покровской дорогой назывался участок Владимирки, пролегавший через город Покров и т.д[2].

По закону от 24 марта 1833 года все грунтовые дороги Российской Империи делились на пять классов. Владимирский тракт, как большой путь от Москвы до Нижнего Новгорода, был отнесён к 1-му классу, то есть к дорогам главного или государственного значения[7].


Дорога в 1820-х годах на пригородной карте Москвы.
Современный вид на исторический участок Владимирского тракта в черте города Москвы.