Волгоградский проспект


Волгогра́дский проспект (до 20 мая 1964 года — Оста́повское шоссе́ и Новоряза́нское шоссе́ в пределах МКАД) — проспект в Центральном и Юго-Восточном административных округах города Москвы. Проходит от площади Крестьянская Застава до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). На участке от улицы Талалихина до МКАД является городской автомобильной магистралью с разрешённой скоростью движения 80 км/ч[1]. Нумерация зданий ведётся от площади Крестьянская Застава.

Пересекает Люблинскую улицу, Волжский бульвар, Зеленодольскую улицу, Есенинский бульвар, улицы Академика Скрябина и Ташкентскую. Слева примыкают: улицы Стройковская, Качалинская, Талалихина; Остаповский и 1-й Саратовский проезды; Окская, Жигулёвская, Сормовская улицы; Самаркандский бульвар и Ферганский проезд. Справа примыкают: 2-я Дубровская улица, Большой Симоновский переулок; улицы Мельникова, Новоостаповская, 2-я Машиностроения, Шоссейная, Маршала Чуйкова.

До 1920-х годов части проспекта назывались Дубровским шоссе (от Спасской Заставы до станции Бойня) и Перервинским шоссе (от Бойни до Чесменки; ныне — Остаповский проезд и Шоссейная улица), получившими затем общее название Остаповское шоссе. В 1964 году шоссе, расширенное и переименованное в честь города Волгоград, было продолжено по бывшему Сукину болоту до Новорязанского шоссе.

Топоним «Волгоградский проспект» не совсем верен, так как по направлению к Волгограду ведёт другая автодорога — М6 (Р-22) «Каспий», берущая начало от автодороги М-4 «Дон», а в Москве — от Липецкой улицы. Продолжение Волгоградского проспекта — автодорога М5 «Урал» — ведёт в Рязань, откуда через Ряжск или Пронск можно проехать в Волгоград, но это на 30 км дальше, чем по М6.

Проспект проложен в 1957—1960 годах в результате реконструкции Остаповского шоссе и жилой застройки совхозных полей южнее посёлка Ново-Кузьминки. Образован из следующих частей[2]:

В 1960–1964 годах реконструированная и одновременно вновь проложенная вылетная магистраль состояла из трёх частей: