Волюта


Волю́та (итал. voluta, от лат. volutare — катать, закручивать) — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

Волюта — основной мотив орнаментики бронзового века. Встречается на каменных стелах, орудиях, бронзовой и золотой посуде, украшениях-оберегах крито-микенской эпохи. Имеет символическое значение, вероятно, подобно свастике, символ движения и жизни. В иной версии — подобно меандру — символ стихии воды. Прообразом волют — завитков капителей ионического, коринфского и композитного ордеров считают капители древней египетской архитектуры в виде распускающихся цветков лотоса и так называемые гаторические капители с металлическими деталями, изображающими растительные завитки. В древнегреческих керамических сосудах, особенно в области Апулия (на территории Италии), были распространены кратеры с высокими ручками в виде волют.

Греческие названия этого элемента — гелика (греч. hλίκx — завиток) и торнос (циркуль). Другой источник классического завитка, согласно О. Шуази, — архитектура Малой Азии, хеттские храмы, изображённые, в частности, на ассирийских рельефах VIII в. до н. э., колонны Персеполя и Ликии с деревянными «подбалками» с закруглёнными концами, которые древние строители помещали между архитравом и фустом колонны[1]. Ещё один источник — форма эолийской, или финикийской, капители, напоминающая, по технологической версии, загнутые концы расщеплённого ствола дерева или, согласно миметической версии происхождения архитектурных форм, изображение цветка. Аналогичные капители находят в раскопках древней Этрурии на территории Италии. Однако во всех случаях происхождение этой формы связывают с изначальной деревянной строительной конструкцией.

Капитель ионического ордера фронтальна. Парные волюты по сторонам создают фронтальную симметрию и являются торцами горизонтально расположенных балюстр (они видны с боковых сторон). Поэтому возникает «проблема угловой капители». При помещении ионической капители на угол здания с одной стороны видны только глухие балюстры. Греки придумали специальную угловую, треугольную в плане капитель, в которой две волюты сходятся под острым углом. Глазки волюты иногда делали из позолоченной бронзы в виде накладных розеток либо акцентировали цветной, блестящей на солнце глазурью. Капители коринфского и композитного ордеров, в отличие от ионических, одинаковы со всех четырёх сторон, они имеют угловые завитки, называемые кавликулами (стебельками), а также симметричные малые волюты, обращённые друг к другу, по две с каждой стороны. В эпоху итальянского Возрождения Л. Б. Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» (1444—1450) сравнил волюты ионической капители с «завитками древесной коры», а коринфской — с «ручками сосуда, выходящими из его тела»[2].