Меандр (орнамент)


Меа́ндр (греч. μαίανδρος) — распространённый тип ортогонального орнамента. Известен со времён палеолита. В античном искусстве — мотив геометрического орнамента, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками.

По одной из версий, элемент меандра происходит от схематического изображения капкана, охотничьей ловушки для зверя, что согласуется с археологическими источниками: древнейшими петроглифами и геоглифами эпохи первобытных охотников. Этот мотив известен по находкам Мезинской палеолитической стоянки. На этом основании некоторые исследователи относят меандр к разновидностям лабиринта. Очевидна также связь меандра с мотивом свастики — знаком света, огня и вечного движения. В древнегреческой вазописи архаического периода и в ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII—VI веков до н. э. мотивы меандра и свастики встречаются рядом. Два меандра, наложенные друг на друга с метрическим сдвигом «на один шаг» («двойной меандр»), в пересечении дают крест-свастику. На глиняных сосудах из Суз (Древняя Месопотамия) изображены спирали, круги, свастики, мотивы волны (знаки воды), зигзаги (знаки молнии и грома). Мотив волны также считают разновидностью меандра[1].

Поэтому есть основания считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий и только позднее, по сходству названий, его стали связывать с извилистым руслом реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии. В начале I в. н. э. об этом упоминает Страбон: «Течение реки становится столь извилистым, что от него всякие извилины даже называются меандрами»[2]. Как указывает Сенека, река Меандр — «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). Однако из подобных высказываний неясна логика происхождения названий: то ли название реки произошло от наименования орнамента, то ли орнамент назвали по ассоциации с рекой. Тем более, что орнамент, похожий на греческий меандр, как и мотив свастики, известен по памятникам древнего искусства Китая и Японии: на неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.)[3]. В Китае мотив меандра называли «узорами грома» (лэй вэнь). В Японии похожий мотив называли «рюсуймон» («бегущая вода»). Такой же зигзагообразный орнамент встречается в памятниках культуры Древней Америки[4].