Ворвань


Во́рвань (др.-рус. ворвонь, «китовое сало, китовая шкура»[1], вероятно, от древнешведского narhval «кит»[2][3]) — устаревший термин, которым называли жидкий жир, добываемый из сала морских млекопитающих (китов, тюленей, белух, моржей, дельфинов), а также белого медведя и рыб. Сейчас обычно употребляется термин «жир»: китовый жир, тюлений жир, тресковый жир и т. п.

Древнерусское ворвонь — с XV—XVI вв. В XVI—XVII веках на Руси так называли шкуры тюленей и вообще морских млекопитающих[4]. Слово въръвонѣ встретилось в берестяной грамоте № 1116, найденной в Новгороде в Троицком раскопе в слое первой половины XII века[5][6].

У всех ластоногих, китообразных и сирен под кожей залегает толстый слой жира, который покрывает всё тело за исключением конечностей. Масса его у отдельных видов достигает 50 % от общей массы тела. Подкожный жировой слой выполняет как функцию термоизоляции, защищая морское животное от переохлаждения, так и повышает плавучесть и обтекаемость очертаний тела. Виды, совершающие дальние миграции (например, горбатый кит), во время перекочёвок живут на запасах подкожного жира.

Ворвань, добываемая из водных млекопитающих, имела жёлтый или бурый цвет и неприятный запах. Её получали методом вытопки, и она представляла собой один из основных продуктов китобойного промысла. Такую выварную ворвань называли «варенец». Более чистая ворвань — «сыроток, сыротоп», вытекающая вследствие солнечного жара. На Каспийском море ворвань из чёрной или частиковой рыбы добывалась методом перегнойки[7].

По сей день является одним из традиционных пищевых продуктов некоторых народов Севера (эскимосов и т. д.).

Также применялась для освещения, как в каменных лампах народов Севера, так и в уличных фонарях. Используется при производстве сыромятной кожи и замши, также идёт на смазочные материалы и горючее. Примечательно, что рабочая жидкость первых автоматических коробок передач изготавливалась на основе ворвани, и лишь к концу 1960-х годов её заменило синтетическое масло. Ещё дольше ворвань применялась в трудновымываемой смазке для сальников гребных валов советских подводных лодок, включая атомные. Лишь в конце 1980-х годов удалось создать её синтетический заменитель на основе хлоралканов.[источник не указан 268 дней]