Воркута (станция)


Железнодорожное сообщение Воркуты с «большой землёй» — центральными и северными областями РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) — было открыто в конце 1941 года. В декабре была завершена укладка пути на участке Кожва — Воркута.

Первый поезд с паровозом серии ОВ № 5381 отправился со станции Печора в рабочий посёлок Воркута 26 декабря. Открылось рабочее движение на всей линии Северо — Печорской железной дороги — от Котласа до Воркуты. Шла Великая Отечественная война и страна остро нуждалась в воркутинском угле. Дорогу приходилось прокладывать в тяжелейших условиях вечной мерзлоты.

Подрядными организациями при строительстве дороги выступали в основном бригады, собранные из заключённых Воркутлага. Орудиями труда служили тачка, кирка и кувалда с лопатой. Строительство велось ударными темпами в лютые морозы. По свидетельствам железнодорожников тех лет первая железная дорога «ходила ходуном» и её называли «живой». В самом начале эксплуатации отсутствовали семафоры, в тёмное время приходилось следовать на свет керосиновых фонарей дежурных по станциям и перегонам[2].

Благодаря железной дороге, в годы войны было заложено 29 шахт, из которых 12 введено в эксплуатацию.
Более 7 млн.тонн высококачественного коксующегося угля удалось добыть в те годы. 26 ноября 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении рабочему поселку Воркута статуса города. Новый город состоял из бараков, а «вольного населения» насчитывалось не более 5 000 человек.

До момента открытия станции Воркута в 1950 году, железнодорожный узел представлял из себя сеть подъездных путей к погрузочным площадкам шахт и грузовых дворов.

В 1950 году состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала на станции. В последующие годы планомерно развивалось путевое хозяйство, системы и устройства сигнализации, централизации и блокировки, была построена пассажирская платформа[1]. Станция открыта для грузовой работы[3].