Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи


«Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (нем. Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci) — очерк Зигмунда Фрейда, опубликованный в 1910 году. На русском языке известен как «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» и «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве». Содержит попытку психоаналитической интерпретации автобиографических заметок художника и его картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

В 1508—1510 годах выдающийся художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи написал картину на редкую для Италии иконографию «Анна втроём» (Анна Меттерца, или «Анна сама третья»), в которой Дева Мария изображена сидящей на коленях у своей матери Анны, удерживая младенца Иисуса. Из «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари известно, что работа на тему «Анна втроём» была заказана в качестве верхнего запрестольного образа для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.

Таинственной личностью Леонардо да Винчи и некоторыми странностями его творчества занимались не только историки искусства, но и психологи. Классик психоанализа Зигмунд Фрейд посвятил творчеству художника и, в частности, его картине «Анна втроём», небольшую работу «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (нем. Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci), а также капитальную монографию «Леонардо да Винчи», опубликованную на русском языке в 1912 году и ставшей классикой психологии искусства.

Согласно интерпретации Фрейда, картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» отражает детские воспоминания Леонардо о матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён, как считает исследователь, между тремя и пятью годами[2]. В этот период Леонардо воспитывался в семье отца, Пьеро да Винчи, который женился на богатой и знатной донне Альбиере, убедившись, что супруга не может иметь детей, решил забрать сына к себе. По мнению Фрейда, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника — родную и мачеху, причём Анна, являющаяся «проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и персонажи других полотен Леонардо (Фрейд видит в этом характерном выражении лица сохранившееся в памяти Леонардо воспоминание о материнской улыбке [3]). В складках одежд святой Анны Фрейд усматривает очертания коршуна, фигурирующего в детском воспоминании Леонардо, которое тот описал в своём дневнике: