Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом


«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (итал. Anna Metterza — «Анна усевшаяся, расположившаяся»[1]) — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в Большой галерее Лувра в Париже под инвентарным номером 776[2].

Леонардо да Винчи использовал мало распространённую в Италии иконографию, известную под наименованием «Анна-втроём», в которой Мария изображается сидящей на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Леонардо сделал множество набросков к этой теме, но так и не довёл работу до конца. Над самой картиной, ныне хранящийся в Лувре, художник работал около десяти лет, однако многие детали на ней остались незаконченными. Фигуры вписаны в композиционную пирамиду, характерную для творчества Леонардо[3], в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий, приёмы тональной живописи и выполненные в технике сфумато улыбающиеся лица, придающие изображению атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего Его будущие страдания, а Мария пытается удержать младенца. Вместо религиозной торжественности и иератичности картине свойственна почти семейная интимность.

Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов фра Пьетро да Новеллара с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари: