Anna selbdritt


Anna selbdritt, Анна втроём (итал. Anna Metterza, Sant'Anna Metterza — «Святая Анна усевшаяся, расположившаяся»[1], англ. Ann mettercia, фр. Anne trinitaire — «Анна втроём», или «Анна — сама третья») — иконографический тип изображения святой Анны с её дочерью Девой Марией и внуком Иисусом Христом. Эта иконография сформировалась в позднее средневековье в связи с ростом популярности культа святой Анны, и особенно была распространена в XV веке в Италии и Германии[2].

В канонических Евангелиях святая Анна не упоминается, однако о ней рассказывается в самом древнем апокрифическом источнике — Первоевангелии (ок. 130 г.), автором которого считается апостол Иаков. Первоевангелие является своего рода предисловием к каноническим текстам и содержит в том числе историю Марии и её родителей Иоакима и Анны[3].

Христианский культ святой Анны, матери Марии и бабушки Иисуса Христа, в Византии известен с IV века. В средневековой латыни существовал термин «меттерца», вошедший в итальянский язык (мetterza) и имеющий соответствие в немецком (selbdritt). Он обозначал, что Святая Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса[4].

Самое раннее живописное свидетельство почитания матери Девы Марии — фрески в римской церкви Санта Мария Антиква, датируемые VIII веком. Распространённый иконографический тип изображения младенца Иисуса с матерью и бабушкой, сложившийся в эпоху раннего западноевропейского средневековья, предписывал представлять Марию сидящей на коленях матери и держащей на своих коленях Сына. Монументальные композиции обыкновенно были строго фронтальными и отличались статичностью и иератичностью. Эта же тема известна в средневековой скульптуре[2].

В начале XVI века иконографический тип «Анна втроём» приобретает бо́льшую динамичность («Мадонна с младенцем и святой Анной» Дюрера, «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи). Отношения святых персонажей художники стали выражать направлением взглядов, жестами и улыбками[2]. Характерная черта таких композиций — невыраженность возраста персонажей. Мать Иисуса и его бабушка изображаются молодыми девами[5]. Схожая иконография получила распространение в средневековом искусстве стран Северной Европы: немецкой скульптуре, книжных миниатюрах Франции, алтарных картинах и гравюрах Северного Возрождения в так называемых «горизонтальных оплакиваниях» (лат. Pietas Horizontalis), где показано мёртвое тело Христа, распростёртое на коленях у Матери. В скульптуре такие композиции появились в 1390—1410-х годах в Праге, Зальцбурге, Вроцлаве, а затем получили распространение в разных областях Италии, где работали немецкие мастера. Они имеют своеобразное название «Образы вечéри», или «Веспербильд» (нем. Vesperbilder[6]. Богоматерь в подобных композициях традиционно изображали совсем молодой, почти девочкой[7].