Всеобщий песенник


«Всео́бщий пе́сенник» (порт. Cancioneiro Geral) — палеотип 1516 года, поэтическая антология, составленная Гарсией де Резенде из произведений авторов королевств Португалия и Кастилия и Леон на португальском и кастильском языках. Несмотря на титул, собственно песенником, то есть изданием с музыкальной нотацией, не является, поскольку содержит исключительно литературные тексты, на основании чего выпуск следует классифицировать как коллективный литературно-поэтический сборник. Ввиду представления двуязычных текстов издание одновременно относится как к португальской, так и испанской литературам.

Сборник был опубликован издателем Эрманом де Кампушем (Hermão de Campos). Антология представляет собой одну из первопечатных книг Португалии светского содержания, так как книгопечатанием в королевстве стали заниматься евреи, выпуская издания религиозной тематики[1]. Составление поэтического собрания было вызвано кастильским воздействием при избрании в качестве модели «Всеобщий кансьонеро» Эрнандеса дель Кастильо, увидевшего свет в 1511 году[2]. Лучшие кантиги короля-трубадура Диниша I и его придворных поэтов были забыты. Примерно за столетний период (1350—1450) не сохранились образцы португальской придворной поэзии, и только с середины XV века появляются стихи на португальском языке при явном кастильском воздействии. Эпоха галисийско-португальских трубадуров осталась в далёком прошлом — рукописи с их сочинениями станут достоянием публики только в конце XIX века.

Текст «Всеобщего песенника» напечатан полуготическим шрифтом в 3 колонки на 227 пронумерованных листах (CCXXVII), но часть его на 36 страницах расположена в 2 колонки[3]. Номера листов пропечатаны только там, где размещены тексты поэтических сочинений. После содержания и пролога перед первым пронумерованным листом со стихами изображён герб короля Мануэла I с драконом на нашлемнике и девизом лат. Spes mea in deo meo[4] (видимо, Титу де Норонья ошибся, приняв герб короля Португалии с золотым драконом за герб дома Браганса[5] с конём на нашлемнике). На последнем не пронумерованном листе напечатан колофон и представлен герб рода Резенде с двумя козами.

В описании Нороньи указано, что в книге собрано 758 песен (trovas) 286 авторов[6], но по данным электронного справочника Infopédia в нём представлено около 1000 произведений 289 португальских авторов и 29 кастильских поэтов[7]. Антология начинается объёмным и продолжительным поэтическим диспутом O Cuidar e o Suspirar, в котором обсуждается вопрос о том, какой возлюбленный предпочтительнее: который явно выказывает свои чувства, или тот, который стремится держать свою любовь в тайне, в себе[8]?