Вторая схоластика


Вторая схоластика[1][2] (или посттридентская схоластика[3], поздняя схоластика, схоластика барокко[4][5], постсредневековая схоластика, схоластическая философия раннего модерна) — период схоластической философии и теологии в XVI—XVIII веках. Научная культура второй схоластики превзошла средневековую схоластику по количеству своих сторонников, широте охвата, сложности, литературной критике и объему редакционной продукции, большая часть которой до сих пор остается менее исследованной.

Постсредневековая схоластика датируется историками примерно с 1500 года до конца XVIII-го (или XIX) века, когда в томистком бастионе в бенедиктинском университете в Зальцбурге, иезуитском Диллингенском университете и коллегии Ингольштадта проявлялись явные признаки интеллектуальной деятельности. Несмотря на то, что её истоки обычно связывают с испанским томизмом школы Саламанки, а именно с такими авторами, как Франсиско де Витория (1486–1546) и Доминго де Сото (1495–1560), тем не менее её идеологические корни можно проследить до неиспанского томизма эпохи Возрождения, имеющего итальянское происхождение, представленное трактатами доминиканцев, таких как Томмазо де Вио, известного как Каэтан (1468–1534), и итальянского доминиканца Джованни Кризостомо Явелли (Chrysostomus Javellus, 1470–1538) из Болоньи. Оба известны не только как авторы комментариев к Summa Theologiae Фомы Аквинского, но и ввиду их более коротких систематических трактатов, таких как De nominum analogia (Фома Каэтан) и Tractatus de transcendentibus (Кризостомо Явелли), в которых отстаивается позиция шести известных трансценденталий (REUBAV: Res, Ens, Unum, Bonum, Aliquid, Verum), считающихся наиболее универсальными, надкатегориальными, свойственными всякому сущему. Эти трактаты в их всеобъемлющей форме должны были стать типичным жанром философских и богословских произведений в первые десятилетия XVII века[6].

Оп­ре­де­ляю­щи­ми фак­то­ра­ми рас­цве­та второй схоластики во XVI—XVII вв. яви­лись Три­дент­ский со­бор и дея­тель­ность ос­нован­но­го в 1534 году ор­де­на ие­зуи­тов, которые стали главными пред­ста­ви­те­ли схоластической мысли[7]. В XVI веке Западный мир, переживающий кризис католицизма, втянулся в религиозное обновление, целью которого было «исправление» церкви, что подразумевало приведение церковного учения, церковной политики и церковных институтов в соответствие с умонастроениями духовенства. Обновление обычно связывают с движением Реформации, первым проявлением которого считаются тезисы профессора теологии из Виттенберга, Мартина Лютера, молниеносно распространившиеся в европейских странах[8].

Одним из результатов Тридентского Собора стало учреждение духовных учебных заведений (коллегий и семинарий) во всех епархиях для поднятия уровня образования духовенства согласно декрету «De reformatione» («О реформе»), сессии XXIII, канона 18: