Высокая готика


Высокая готика — архитектурный стиль, развившийся из ранней готики в северной Франции в самом конце XII века и существовавший по середину XIII века, когда сменился лучистым стилем. Важнейшими памятниками стиля являются соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Бове и Бурже. Характерные черты стиля — высокие пропорции, реалистическая скульптура для украшения, гармоничная и тонкая проработка профилировок и переплётов больших по сравнению с предыдущими эпохами окон, заполненных витражами, круглые окна-розы, светлые интерьеры. Часто считается высшим достижением готической архитектуры[1].

Новый стиль может считаться иллюстрацией амбиций французских королей из династии Капетингов, в особенности Филиппа II Августа (правил с 1180 по 1223 год). Королевская власть постепенно распространялась из Иль-де-Франса на Нормандию, Бургундию и Бретань. В 1214 году при Бувине король нанёс поражение объединённым войскам Англии, Германии и Фландрии, после чего Франция стала самым могущественным и богатым государством Европы. Филипп Август ослабил власть старой знати и создал новую из богатых купцов и горожан, которые и финансировали строительство французских соборов. Король продолжал строительство собора Парижской Богоматери, основал Парижский университет, замостил улицы столицы и построил вокруг неё первую оборонительную стену и замок Лувр.

Покровительство со стороны королей помогало готической архитектуре и при преемниках Филиппа Людовике VIII и Людовике IX (Святом). Последний оплатил розы трансептов собора Богоматери и построил Сент-Шапель[2][1] — первые образцы будущего лучистого стиля.

Архитектуру Высокой готики можно проиллюстрировать на примере четырёх крупных соборов, ставших образцами для других построек: Шартрского, Реймского, Амьенского и Буржского. Собор в Бове является примером доведения принципов Высокой готики до пределов возможного, что неоднократно приводило его к обрушению и не дало завершить строительство.

Шартр был процветающим торговым городом, ежегодно в праздники, связанные с Девой Марией, нём проходило 4 ярмарки. Также он служил точкой притяжения паломников к тунике, в которой якобы Мария родила Христа[3]. История шартрских соборов, которые последовательно строились и гибли в пожарах, начинается с IV века. Последний разрушительный пожар произошёл в 1194 году, от него уцелели только крипта, башни и свежевыстроенный западный фасад. Отстройка собора началась в том же году на средства, пожертвованные Папой, богатыми горожанами, французским королём и, как ни странно, английским королём Ричардом I. К 1225 году строительство было практически завершено: стены возведены и украшены скульптурой, в окна вставлены витражи, и недоставало только семи шпилей. Полностью собор был освящён в 1260 году, и с тех пор не подвергался серьёзным переделкам, за исключением пристройки в 1326 году капеллы святого Пиата, крестителя Шартра и Турне (сер. III в.), оштукатуривания колонн на хорах и добавления мраморных барельефов в середине XVIII века[4].