Вьен, Жозеф-Мари


Жозе́ф-Мари́ Вьен (фр. Joseph-Marie Vien; 18 июня 1716, Монпелье — 27 марта 1809, Париж) — французский живописец и педагог.

Изучал рисунок и живопись в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже под руководством Шарля-Жозефа Натуара; при его поддержке принимал участие в выставках Парижских салонов. В 1743 году завоевал престижную Римскую премию, дающую право на стипендию для поездки в Италию. В начале 1744 года прибыл в Рим и поступил во Французскую академию в Риме. В Италии Ж.-М. Вьен подпал под влияние искусства барокко, но после поездки в Геркуланум и Помпеи, изучая там настенные росписи древних римлян, стал приверженцем классицизма.

После возвращения в Париж жил и работал как свободный художник. В 1750 открыл собственную школу живописи. В 1750-е годы пользовался покровительством известного историка искусств, собирателя и любителя живописи графа де Келюса. Также пользовался поддержкой Дени Дидро, который рекомендовал его картины своим друзьям и знакомым, писал о его творчестве положительные отзывы.

В своих «Салонах» (критических обзорах официальных французских художественных выставок) Дидро назвал Ж.-М. Вьена «лучшим живописцем» парижской академической школы после Ш.-А. Ван Лоо, добавляя: «Разумеется в том, что касается мастерства. Идейная суть и поэтичность — другое дело. Он рисует, пишет красками, осторожен, может быть, чересчур, но во всех его картинах налицо чарующее мастерство и гармоничность. Sapit antiquum» [2].

В 1770-х годах Вьен работал для королевской мануфактуры Гобеленов. В 1775 году стал директором Французской академии в Риме. В 1781 вернулся во Францию и в 1789 году стал Первым художником короля (Premier peintre du Roi) Людовика XVI. В начальный период французской революции оставался малозаметным, однако с приходом к власти Наполеона I оказался в центре внимания первого консула. С восшествием на императорский престол Франции в 1804 году Наполеон Бонапарт сделал Вьена сенатором и графом Империи[3].

Жозеф-Мари Вьен скончался в 1809 году. Похоронен в парижском Пантеоне. Его жена (с 1757 года) Мари-Тереза Вьен (Ребуль) (1738—1806) — живописец-миниатюрист, акварелист и гравёр в жанре натюрморта «птиц, бабочек и цветов». Академик c 1757 года. Дидро несколько слащаво (кажется, что с иронией) писал о картине мадам Вьен «Хохлатка с цыплятами»: «Прекрасная небольшая картина, птица красива, очень красива! Прелестный хохолок…». Однако по поводу другой картины Дидро ядовито заметил: «Должно быть, мадам Вьен, чижей вы писали сами, а курицу вам помог изобразить ваш муж!» [4].