Юзефович, Галина Леонидовна


Гали́на Леони́довна Юзефо́вич (род. 16 августа 1975, Пермь) — российский литературный критик, в прошлом — преподаватель ВШЭ и РЭШ, обозреватель «Медузы»[1]. Дочь писателей Леонида Юзефовича и Анны Бердичевской.

Окончила классическое отделение историко-филологического факультета РГГУ в 1999 году. К тому же году относится появление в печати её первых литературных обзоров[2][3]. Она публиковалась в таких изданиях как «Ведомости», «Огонёк», «Эксперт», «Итоги», в «толстых» литературных журналах «Знамя» и «Октябрь».

Руководила мастерской литературной критики в Creative Writing School (Москва). Была ведущей программы «Книжная полка» на радиостанции «Маяк». С 2012 по 2023 год вела семинары по академическому письму в совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ[2].

В 2013 году входила в жюри литературной премии НОС[4]. В 2010 году номинировала на литературную премию Национальный бестселлер роман Мариам Петросян «Дом в котором…»[5], а в 2013 году — роман Майи Кучерской «Тётя Мотя»[6].

С 2014 по 2023 год являлась обозревателем интернет-издания «Медуза», где публиковала еженедельные обзоры новинок современной прозы и аналитические статьи, посвящённые литературной жизни и книжному бизнесу. По мнению редактора журнала «Homo Legens» Сергея Оробия, после того, как литературный обозреватель «Афиши» Лев Данилкин в том же 2014 году перестал вести свою колонку, Галина Юзефович заняла в сознании читающей публики место самого известного критика в Рунете и одного из самых популярных критиков в современной русской литературе, ранее занимаемое Данилкиным[7].

В 2016 году из печати вышла книга Галины Юзефович «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе»[8]. В неё вошли рецензии Галины на книги примерно ста авторов, некрологи Юрию Мамлееву и Умберто Эко, интервью с Мариам Петросян и Стивеном Фраем и размышления автора о жанре автобиографии[9]. Книга была хорошо встречена критикой[10], коллеги отметили огромную работоспособность Галины Юзефович, её живой язык и свежий взгляд на рецензируемые книги[2][11][12], мастерство в написании коротких (около 1000 слов) рецензий[9]. Впрочем, Борис Кутенков в своём обзоре книги в «Знамени» счёл книгу недостаточно глубокой, хотя и согласившись с тем, что она будет весьма интересна и полезна для простого читателя[13], на которого, собственно, и ориентирована книга (в отличие от тех книг и критических работ, которые адресованы скорее участникам литературного процесса)[2][11].