Галлай, Марк Лазаревич


Марк Ла́заревич Галлай (3 [16] апреля 1914, Санкт-Петербург — 14 июля 1998, Москва) — советский лётчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны, писатель, Герой Советского Союза (1957).

Родился в еврейской семье родом из Волковыска[1]. Его отец, Лазарь Моисеевич Галлай (1886—1955), был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Александровна Галлай (в девичестве Левинсон, 1894—1986) — актрисой разговорного жанра в Ленгорэстраде. Дядя — кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай.

Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Окончил Ленинградский политехнический институт (1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе.

С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.

После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 года стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, сформированной из летчиков-испытателей с использованием испытываемых самолётов. До сентября 1941 года участвовал в защите Москвы от налётов фашистской авиации. Совершил 9 боевых вылетов. Во время первого ночного налёта на Москву 22 июля 1941 года сбил «Дорнье-215». За этот боевой эпизод был награждён орденом Красного Знамени. В январе—марте 1942 года был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка, совершил 28 боевых вылетов (Калининский фронт). С мая 1943 года был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область), и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на лётно-испытательную работу.

С апреля 1941 года по июль 1950 года трудился на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ). Провёл испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941). Провёл испытания третьего опытного образца реактивного истребителя МиГ-9 («Ф-3», первый полет — 9 августа 1946 года). Провёл испытания пороховых стартовых ускорителей на бомбардировщике Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943); испытания Як-7 с опытным ламинарным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946); дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947—1949). Участвовал в испытаниях самолётов И-215 (1948), Як-20 (1950).