И-215


И-215 — советский опытный одноместный двухмоторный реактивный истребитель-перехватчик, спроектированный в ОКБ Горьковского авиазавода № 21 (ОКБ-21) под руководством авиаконструктора Семёна Алексеева на основе захваченных чертежей и трофейных экземпляров серийного немецкого реактивного истребителя Ме-262. Самолёт И-215 был построен в двух экземплярах, он и его предшествующая версия И-211 в серийное производство не пошли.[1][2]

После Великой Отечественной войны Семёна Алексеева, работавшего в КБ-21 авиаконструктора Лавочкина, назначили в Горький на должность главного конструктора ОКБ серийного завода № 21. Совнаркомом перед ним была поставлена задача по разработке реактивного истребителя с более мощным двигателем, чем были захваченные немецкие образцы и их советские копии. Результатом работы Алексеева стал истребитель И-211 (который планировался к производству в нескольких вариантах) созданный на основе захваченных чертежей и трофейных экземпляров серийного немецкого реактивного истребителя Messerschmitt Me 262.

Схема самолёта И-211, напоминала самолёты Су-9 и Су-11 ОКБ Сухого с такой же силовой установкой, которые были построенные также на основе Ме-262. Таким образом, по сути была сделана очередная копия реактивного мессершмитта, который во время Второй мировой войны уже использовался в Люфтваффе в качестве многоцелевого самолёта воздушного боя, в вариантах истребителя, ночного перехватчика, бомбардировщика и разведчика.[1][2]

Создание первых двух планеров было начато в конце 1946 года. Работа шла под сильным давлением министерства авиационной промышленности, которое требовало завершить первые лётные испытания к 1 августу 1947 года, чтобы 18 августа самолёт мог участвовать на авиашоу в московском Тушино. Первый планер использовали исключительно для статических испытаний. Второй был закончен и получил обозначение И-211 (И-21 версия 1). Так как разработка двигателя ТР-2 затягивалась, то на самолёт установили недоведённые двигатели ТР-1 разработанные под руководством конструктора А. М. Люльки. Несмотря на давление сверху, И-211 так и не выступил на авиашоу в 1947 году.

Во время ремонта потерпевшего аварию И-211, было принято решение заменить на нём ненадёжные двигатели ТР-1 на недавно поступившие в СССР ТРД Роллс-Ройс Дервент V. В конце 1947 года, переоборудование и ремонт истребителя были завершены, после чего он был отправлен на заводские испытания. Главным лётчиком-испытателем был назначен А. А. Попов, кроме него на И-215 во время заводских испытаний летали А. А. Ефимов, С. Н. Анохин и М. Л. Галлай. Всего, с 18 апреля, по 20 июня было выполнено 26 полётов.