Герд, Александр Яковлевич


Александр Яковлевич Герд (15 [17] апреля 1841, Санкт-Петербург — 13 [25] декабря 1888, Санкт-Петербург) — российский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ.

Родился 5 (17) апреля 1841 года в семье Якова Герда, англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя по Белль-Ланкастерской системе, которая стала внедряться в России ещё при Александре I.

С серебряной медалью окончил Ларинскую гимназию (1858)[1]. Поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, после окончания которого в 1863 году со степенью кандидата стал преподавать в частной бесплатной Васильеостровской школе, инспектором которой был Ф. Ф. Резенер. По закрытии школы с 1865 года Герд состоял воспитателем и преподавателем естественной истории в 1-й военной гимназии, а также некоторое время преподавал в Пажеском корпусе. В апреле 1866 года женился на Антонине Михайловне Латкиной; в 1870 году у них родился сын Владимир. С 1868 года давал уроки по естественной истории в гимназии и в Пажеском корпусе. В это время он активно работал в журнале «Учитель» и некоторое время неофициально редактировал этот журнал вместе с Ф. Ф. Резенером. Он был также деятельным членом петербургского Педагогического общества, помещавшегося при 2-й гимназии, в котором тогда участвовали все лучшие педагогические силы. В 1869 году Герд был командирован Военным министерством на съезд учителей в Берлин.

Образовавшееся в 1870 году в Петербурге Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для исправления малолетних преступников пригласило Герда на пост директора колонии[2], устроенной за пороховыми заводами, в 8 верстах от берега Невы. Совершив поездку за границу для изучения устройства подобных учреждений на западе, Герд с увлечением предался этому делу, в основу которого он положил не внешнюю организацию, а личное влияние директора на невольных колонистов — а это прежде всего требовало сердечного отношения к развращённым и, конечно, недоверчивым питомцам. Без устали работая, как распорядитель работ и чернорабочий, как друг, наставник и начальник озлобленных детей, Герд достиг блестящих результатов; но в декабре 1874 года обстоятельства заставили его покинуть колонию.

По приглашению Педагогического музея он прочитал в Соляном городке десять публичных лекций «Силы природы», которые постоянно сопровождались опытами[3]. Весной 1876 года он был снова командирован Военным министерством за границу — в Англию, на Всемирную педагогическую выставку в Кенгсингтоне.

В 1877 году он принял в своё заведование перворазрядное же некое учебное заведение кн. Оболенской, а в 1879 году, когда заведение это было преобразовано в гимназию министерства народного просвещения, Герд был назначен председателем педагогического совета этой гимназии.