Гликман, Исаак Давыдович


Исаак Давыдович (Давидович) Гликман (1911—2003) — советский литературовед, театровед, либреттист, сценарист, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, профессор. Близкий друг Дмитрия Шостаковича.

Родился 11 января 1911 года в Витебске, в семье владельца магазина мануфактурных товаров Давида Шоломовича Гликмана (1880—1931), уроженца Бешенковичей, и его жены Фейги Берковны (в девичестве Новик, 1887—1978)[1][2], в которой было ещё два сына: Соломон (1907—1941), погибший на фронте в Великую Отечественную войну[3], и Гавриил, ставший выдающимся художником и скульптором. Дед, Шолом Мовшевич Гликман (1856—1934), с 1893 года был лепельским купцом второй гильдии, владевшим в Бешенковичах складами соли, хлеба и других продовольственных товаров, а также одним из учредителей Общества пособия бедным евреям в местечке Бешенковичи Лепельского уездa[1].

По совету В. Э. Мейерхольда поступил на филологический факультет Ленинградского университета, где его научным руководителем был В. Ф. Шишмарёв. В Ленинградском Техникуме сценических искусств был учеником И. И. Соллертинского.

В начале 1930-х годов начинает публиковаться в различных периодических изданиях Ленинграда в качестве театрального обозревателя — деятельность, продолжавшаяся несколько десятилетий. Позднее, по приглашению И. И. Соллертинского, художественного руководителя Ленинградской Филармонии, заведовал культмассовым отделом Филармонии. По приглашению ведущих ленинградских режиссёров, в том числе, Л. С. Вивьена и Н. П. Акимова, тесно сотрудничал, в частности, с Театром им. Пушкина и Театром Комедии. Служил также в Ленинградском радиокомитете, создавая т. н. конферансы для музыкальных и театральных передач.

В 1940-е годы он возглавлял литературную часть Малого оперного театра.С.Бенгельсдорф говорит, что тот период творческого подъёма (несмотря на суровое время) Малого театра:

… справедливо назывался творческой лабораторией современных опер. Сотрудничая с композиторами, либреттистами, постановщиками, Гликман помогал рождению новых сценических произведений, вошедших в золотой фонд мирового оперного искусства, и среди них, в первую очередь, «Война и мир» Сергея Прокофьева по одноимённому роману Льва Толстого