Гольдшмидт, Гертруда


Гертруда Гольдшмидт (нем. Gertrud Goldschmidt, полное имя Gertrud Louise Goldschmidt, также известна как Gego; 19121994) — венесуэльская художница и скульптор немецкого происхождения[9].

Представительница направления современного искусства ZERO. Вместе с Лижией Кларк и Мирой Шендель[англ.], стали самыми известными южноамериканскими художницами второй половины XX века.

Родилась 1 августа 1912 года в Гамбурге в еврейской семье и была шестой из семи детей Эдуарда Гольдшмидта (Eduard Martin Goldschmidt) и его жены Элизабет Ден (Elizabeth Hanne Adeline Dehn). Хотя Гертруда была племянницей историка искусства Адольфа Гольдшмидта, который преподавал в Берлинском университете, она решила поступить в 1932 году в Техническую школу Штутгарта (ныне Штутгартский университет), где её преподавал известный масонский художник Пауль Бонатц[нем.][9]. Окончив вуз в 1938 году, она получила диплом инженера-архитектора. К этому времени к власти в Германии пришли нацисты, жизнь еврейских семей стала очень трудной; её немецкое гражданство было аннулировано в 1935 году. Семья была вынуждена покинуть Германию и переехала в 1939 году в Венесуэлу.

В 1940 году она познакомилась с немецким градостроителем из архитектурной фирмы Эрнстом Гунцем (Ernst Gunz), за которого вышла замуж. При его поддержке она создала собственную мастерскую Gunz, которая занималась дизайном и производством мебели и светильников. Параллельно она выполняла работу по ряду архитектурных заказов. В 1942 году у супругов родился сын Томас, а в 1944 году — дочь Барбара. Поле рождения второго ребёнка Гертруда закрыла мастерскую, чтобы проводить больше времени со своими детьми. К 1948 году она снова вернулась к проектированию частных домов, ночных клубов и ресторанов. В 1952 году Гертруда получила гражданство Венесуэлы и в этом же году развелась с Эрнстом Гунцем. Вскоре она встретила графического дизайнера, художника и преподавателя Герда Лойферта[исп.], который стал её спутником жизни с 1953 года. Они поселились в городе Tarma в штате Варгас. В этот период Гертруда делала свои первые работы — рисунки и акварели, занималась монотипией и гравюрой; её произведения были в стиле фигуративизма и экспрессионизма.

В 1956 году супруги вернулись в Каракас, где Гертруда начала создавать трехмерные работы благодаря поддержке Алехандро Отеро[исп.] и Хесуса Сото. Одновременно она занималась преподавательской деятельностью, которая длилась с 1958 по 1977 год в учебных заведениях Венесуэлы: Школа пластических искусств им. Кристобала Рохаса (1958—1959); Архитектурный факультет Центрального университета Венесуэлы (1958—1967); Институт дизайна, Фонд Неймана (1964—1977). В 1959 году Гертруда сопровождала своего мужа на учёбу в Университете штата Айова; затем, в 1960 году, он учился и работал в мастерской Threitel-Gratz Co. в Нью-Йорке. В этом же году она вернулась в Каракас и продолжила активно заниматься кинетическим искусством.