Гринвальд, Михаил Николаевич


Михаил Николаевич Гри́нвальд (ок. 1795—1875) — русский кораблестроитель XIX века, строитель судов различного ранга и класса для Российского императорского флота, построил первый в России колёсный пароходофрегат «Богатырь», член Морского учёного комитета, председатель Пароходного комитета, директор Кораблестроительного департамента Морского министерства, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров.

Гринвальд Михаил Николаевич родился около 1795 года в Санкт-Петербургской губернии в немецкой семье, представители которой в VIII веке вступили в подданство России и приняли православное вероисповедание[1][2].

8 сентября 1816 года поступил учеником в Училище корабельной архитектуры, которое окончил 28 мая 1821 года и произведён в чин тиммермана 14-го класса Табели о рангах[2].

Служил на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге. 25 июня 1822 года был прикомандирован к Морскому корпусу для преподавания высшей математики и теории кораблестроения. 28 мая 1824 года за отличие в преподавании наук был произведён в губернские секретари. 9 марта 1827 года переименован в подпоручики Корпуса корабельных инженеров. В 1828—1830 годах принимал участие в постройке парусных 84-пушечных линейных кораблей «Полтава», «Эмгейтен» и «Не тронь меня», которые строились под руководством корабельного мастера Александра Андреевича Попова[3]. 26 декабря 1828 года Гринвальд произведён в поручики, а 1 января 1830 года за участие в постройке кораблей «Полтава» и «Эмгейтен» — в штабс-капитаны. По окончании строительства кораблей Гринвальд преподавал курс механики и теорию кораблестроения в офицерских классах Морского корпуса. 4 сентября 1830 года произведён в чин капитана, а в 1832 году ему был пожалован орден Святой Анны 3-й степени[2].

В 1832—1835 годах Гринвальд находился в командировке в Англии и Голландии, где знакомился с кораблестроением этих стран и наблюдал за постройкой заказанных для России пароходов[3].

6 апреля 1835 года произведён в подполковники. В 1835—1836 годах Гринвальд построил на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге по собственному проекту первый в России колёсный пароходофрегат «Богатырь» в 240 л.с., а также пароходы «Поспешный» и «Быстрый» по 60 л.с. каждый[3][4].