Грозный (прозвище)


Историк Д. С. Лихачёв утверждал, что в приложении к царям прозвание «Грозный» не имело отрицательного оттенка. Он связан не с идеей тирании, а связан с идеей величия (majestas): «Достоин царю грозну быти» — говорится в «Валаамской беседе» и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно[1][2]. Дело в контексте: эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру[3].

Историк Г. Н. Моисеева писала, что «гроза» — не террор и не произвол. «Царска смиренная гроза» «царская всегодная гроза» — это метод постоянной целенаправленной политики, предохраняющей государство от людского «самовольства», как следствия царской «простоты» (простодушия, беспечности). «Гроза» при проведении государственной политики должна сочетаться не с «гневом», а с «милосердием» и справедливостью в отношении населения «подобает и царем из миру с пощадою собирати всякие доходы и дела делати милосердно, а не гневно, ни по наносу»[2].

Само по себе слово «Грозный» по отношению к человеку говорит не о его жестокости и бессердечности, а о его положении и важной миссии, которую он выполняет, как посланник Бога, следовательно, имеет больше положительное, нежели отрицательное значение.

Гроза, с точки зрения русского человека той поры, это божье наказание. В те времена полагали, что тот, кого убило молнией, сподобился благодати и непременно попадёт в царство небесное. Дело доходило до того, что погибших от грозы причисляли к лику святых (прим. Артемий Веркольский – крестьянский отрок, ровесник Ивана Грозного). Позднее в народном быту укрепилось мнение, что нельзя противиться божьей грозе и нельзя роптать на неё. Грешно пытаться спасти людей и постройки, в которые ударила молния, и приравнивалось к особо благодатной отметиной – “Бог посетил”[4][5].

Василий II Болгаробойцавизантийский император (958-1025), имел прозвания Болгаробоец и Грозный, который получил после разгрома болгарской армии (1014), взяв в плен и ослепил 15 тысяч болгар, которых отпустил, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом.

Стефан Урош II Милутин (Милутин Грозный) — сербский король (1253-1321), в родословной росписи Милорадовичей указан с прозванием Грозный[6][7].