Громов, Виктор Алексеевич


Виктор Алексеевич Громов (7 [19] марта 1899, Москва14 марта 1975, Москва) — советский актёр театра и кино, режиссёр-мультипликатор и сценарист. Участвовал в создании мультипликационных фильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958).

Родился 7 (19) марта 1899 года в Москве. Его отец, умерший в 1927 году, был конторским служащим на ткацкой фабрике С. В. Морозова (Богородско-Глуховская мануфактура); мать работала там же ткачихой, но выйдя замуж, оставила работу и занималась домашним хозяйством и воспитанием многочисленных детей, за что в 1945 году получила звание матери-героини и соответствующий орден.

Несмотря на материальные затруднения, родители определили его в 10-ю московскую гимназию, которую он и окончил с золотой медалью в 1917 году. Поступил на медицинский факультет Московского университета, однако увлечение драматическим искусством, начавшееся ещё в гимназический период, привело его в 1918 году в театральную студию при Театральном отделе Наркомпросса, где преподавали артисты 1-й студии МХТ. Он оставил университет после судьбоносного знакомства с Михаилом Александровичем Чеховым.

После специального двухгодичного курса обучения у К. С. Станиславского в 1922 году он был принят в труппу 1-й Студии МХАТа (с 1924 года — МХАТ 2-й), в которой стал соратником и единомышленником М. А. Чехова. Он участвовал во многих режиссёрских опытах Чехова, вместе с ним в 1928 году поставил «Фрола Севастьянова» Ю. Родиана и П. Н. Зайцева. Как актёр, в 1924—1928 годах он был занят в небольших ролях и эпизодах: могильщика («Гамлет» В. Шекспира), Бельского («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), 2-го халдея («Блоха» Е.И. Замятина), Бионделло («Укрощение строптивой» В. Шекспира), Парамонова («Дело» А.В. Сухово-Кобылина) и других.

В сентябре 1929 года В. А. Громов по направлению Центропосредрабиса (Центрального посреднического бюро по найму работников искусств) был направлен в командировку за границу, где присоединился к оставшемуся в Германии М. А. Чехову и до 1934 года работал с ним в Праге, Риге, Каунасе и Париже; также ставил самостоятельные спектакли: в частности, на сцене латвийской Национальной оперы им были осуществлены постановки «Корневильских колоколов» Р. Планкета и «Сильвы» И. Кальмана.

В 1934 году, после возвращения на родину по рекомендательному письму М. А. Чехова был принят, по рекомендации Чехова, в театр В. Э. Мейерхольда, где проработал до закрытия театра в 1938 году. Затем, с частью мейерхольдовцев перешёл в труппу Театра имени Моссовета.