Губернский архитектор


Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Существовала с последней четверти XVIII века до ликвидации государственного аппарата дореволюционной России.

Должность губернского архитектора возникла в соответствии с указом Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» и её же последующими распоряжениями о включении в местные правления новых должностных лиц, профессионально владевших вопросами градостроительства и архитектуры. Она вводилась не сразу повсеместно, а отдельными постановлениями для тех или иных регионов по мере необходимости. В число обязанностей губернских архитекторов входили составление проектов и смет на постройки, поверка проектной документации, освидетельствование имеющихся строений, предложения по размещению новых общественных зданий и по формированию в городах архитектурных ансамблей.

В царствование Павла I (который восстановил в административном делении губернии вместо введенных матерью наместничеств) и Александра I создание должностей губернских архитекторов продолжалось. Их причисляли к строительным экспедициям, которые с 1775 года относились к казённым палатам, а с 1806 года — к губернским правлениям. В начале пребывания на престоле Николая I в губерниях были созданы губернские строительные комиссии, которые первоначально подчинялись Министерству внутренних дел.

В 1832 году начала действовать первая редакция Строительного устава. На основании Строительного устава должность губернского архитектора была узаконена для всей империи. Занимать её могли «техники по строительной части», окончившие соответствующие учебные заведения.

Высочайше утверждённое 29 сентября (11 октября) 1832 года «Положение о новом образовании строительной части гражданского ведомства» стало ярким отражением идей централизации, присущих правлению Николая I. Оно поставило гражданское строительное дело, наряду с путями сообщения, в подчинение единому «Главному управлению Путей Сообщения и Публичных зданий», приближавшемуся к типу западноевропейских «министерств общественных работ». Главному управлению в 1833 году были переподчинены губернские строительные комиссии (впоследствии преобразованы в губернские строительные и дорожные комиссии). «Строительные комиссии в губерниях состояли, под председательством губернаторов, из трех членов: асессора, губернского архитектора и помощника его; кроме того — одного или двух офицеров корпуса путей сообщения»[1]. Губернские архитекторы, помимо строительной работы в губерниях, превратились в низовое звено продолжительной цепи согласований проектов, которая доходила до Петербурга.

В начале царствования Александра II губернские строительные и дорожные комиссии были включены в состав губернских правлений.