Гужон, Жан


Жан Гужо́н (фр. Jean Goujon; около 1510, Руан (?) — около 1567, Болонья) — скульптор, архитектор, рисовальщик и гравёр эпохи французского Ренессанса. Вместе с архитектором Пьером Леско был главным представителем раннего французского классицизма, или "стиля Генриха II[1].

Биографических сведений о Жане Гужоне сохранилось чрезвычайно мало. Вероятно, он родился в Руане (Нормандия) около 1510 года и умер, по всей вероятности, в Болонье около 1567 года. Первые упоминания о нём найдены в архивах этого города за 1541 год, где он назван архитектором и скульптором. Он выполнил свои первые работы в Руане, между 1540 и 1542 годами. Документы относятся, в частности, к его вмешательству в возведение двух колонн, поддерживающих органную галерею церкви Сен-Маклу в Руане — первый пример применения классического коринфского ордера во Франции, они демонстрируют раннее знание Жаном Гужоном античного искусства. В Руанском соборе скульптор создал надгробие великого сенешаля Нормандии Луи де Брезе — супруга фаворитки короля Генриха II Дианы де Пуатье. Предположительно, Гужон посетил Рим. Прибыв в Париж около 1542 года, он, вероятно, работал под руководством архитектора Пьера Леско. Документально подтверждена его работа в готической церкви Сен-Жермен л’Оксерруа (1544—1545), для которой он выполнил рельеф амвона «Оплакивание Христа» и четыре рельефа с изображениями евангелистов (в настоящее время — в собрании Лувра)[2].

В 1545 году Жан Гужон работал по заказам коннетабля Франции Анн де Монморанси и создал скульптуры «Четыре времени года» (Les Quatre Saisons, 1548—1550) для отеля Жака де Линьери, двоюродного брата Пьера Леско, который и построил это здание (ныне Музей Карнавале).

В 1547 году художник поступил на службу к королю Генриху II. Вместе с другими скульпторами он работал над художественным оформлением торжественного въезда короля в Париж в 1549 году, по случаю которого был возведён шедевр Леско и Гужона: «Фонтан невинных». Его барельефы, изображающие нимф и наяд, ныне находятся в Лувре.

В то же время Жан Гужон работал «мастером-скульптором по рисункам Пьера Леско, сеньора Кланьи» над украшениями Луврского дворца. Между 1548 и началом 1549 года он завершил аллегорические композиции «Война и мир», «История», «Победа», а затем «Слава короля», участвовал в оформлении «Лестницы Генриха II». Вскоре после этого он создал знаменитые фигуры кариатид для Зала Кариатид Лувра, построенного по проекту Пьера Леско в 1546—1549 годах.

Художнику приписывают гравюры французского издания 1546 года романа Ф. Колонны «Гипнэротомахия Полифила», основанные на гравюрах оригинального издания (возможно, благодаря мастерской Андреа Мантеньи). Мы также обязаны ему гравюрами на дереве, иллюстрирующими первое французское издание «Десяти книг об архитектуре» Витрувия, переведённое на французский в 1547 году Жаном Мартеном.