Гун, Карл Фёдорович


Карл Фёдорович Гун (Карл Я́коб Вильге́льм Гун) (нем. Karl Jacob Wilhelm Huhn, латыш. Kārlis Hūns; 1 [13] ноября 1831[3][Комм. 1], Зиссегаль (ныне Мадлиена), Лифляндская губерния, Российская империя — 16 (28) января 1877, Давос, кантон Граубюнден, Швейцария) — латвийский[4] и русский[5] живописец немецкого происхождения, первостепенный представитель салонного академизма второй половины XIX века, один из первых латвийских художников, получивших международную известность. Академик (с 1868), профессор (с 1870) и член Совета (с 1871) Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок[6]; участник Парижских салонов, художественных выставок в Брюсселе и Вене[7].

Родился в семье остзейских немцев[8][9][10], выходцев из Эстляндии, в Зиссегале. Его дед, родившийся в 1754 году в имении Киррепек около Юрьева, умер в 1834 году[7]. Отец — Карл Фридрих Гун (нем. Karl Friedrich Huhn), учитель церковно-приходской школы[11][12], органист и псаломщик[13], мать — Луиза Доротея Фогель (нем. Louise Dorothea Vogel)[3], из местных жительниц, дочь владельца корчмы в Ной-Кайпене[14]. У четы родилось шестеро детей, из которых выжило двое мальчиков и две девочки. Карл был старшим из сыновей и с раннего возраста обнаружил способности к рисованию[15].

Начальное образование мальчик получил дома, затем продолжил учёбу в рижской Домской соборной школе[7].

Приехав в 1850 году в Санкт-Петербург, поступил рисовальщиком к литографу Вильгельму Папе, служившему при Академии наук и выполнявшему иллюстрации по естественной истории. В то же время стал посещать вечерние классы Академии художеств. Через два года был принят в ученики академии. Главным наставником его в ней был представитель классической школы профессор П. В. Басин. Во время прохождения академического курса получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 году, по конкурсу, картину «Олимпийские игры».

В 1861 году получил звание классного художника 1-й статьи и большую золотую медаль за программу: «Свадьба Василия Тёмного» (полное название: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому»). В основе сюжета картины было оскорбление, нанесённое матерью женившегося Василия II, внука Дмитрия Донского, его гостю и родственнику, одному из сыновей галицкого князя Юрия, когда Софья Витовтовна приказала сорвать с него драгоценный пояс деда. После этого разразилась междоусобица, в ходе которой Василий Московский был ослеплён и получил своё прозвище «Тёмный». Одновременно с Гуном над программой работали его однокашники В. П. Верещагин и П. П. Чистяков, которых также удостоили золотых медалей. Присвоение этих наград давало молодым художникам право на шестилетний пенсион для обучения за границей за казённый счёт[7].