Дальхауз, Карл


Карл Да́льха́уз[4][5][6] (нем. Carl Dahlhaus; 10 июня 1928, Ганновер — 13 марта 1989, Берлин) — немецкий теоретик музыки, историк и философ. Один из наиболее значительных немецких музыковедов XX века.

В 19471952 гг. учился у Виллибальда Гурлитта и Рудольфа Гербера в Гёттингенском университете. Международную известность Дальхаузу принесла профессорская диссертация (Киль, 1966; книга по материалам диссертации вышла в 1968), в которой он глубоко исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности (в его терминологии — «гармонической тональности», нем. harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко. С 1967 до конца жизни — профессор Берлинского технического университета. Сотрудничал с Г. Г. Эггебрехтом при подготовке 12-го издания «Музыкального словаря» Римана (1967), в терминологической части которого (нем. Sachteil) написал ряд ценных статей, главным образом, по теории музыки — «Form», «Formenlehre», «Harmonie», «Klausel», «Konsonanz und Dissonanz», «Liedform», «Tonalität», «Tonsystem», «Tactus», «Takt», «Taktstrich», «Temperatur» и др.

Главный редактор нового собрания сочинений Рихарда Вагнера (выпускается с 1970; издание продолжается). В 1977—1979 президент Немецкого музыковедческого общества. Редактор фундаментальной серии книг справочного характера «Neues Handbuch der Musikwissenschaft» (в 13 томах, 1980—1995) и «Энциклопедии музыкального театра» (Pipers Enzyklopädie des Musiktheaters, в 6 томах, 1986-97).

Учёный-энциклопедист, Дальхауз в многочисленных книгах и статьях рассматривал широчайший спектр проблем истории, теории и эстетики музыки от истоков европейской цивилизации до XX века. Наиболее известны его работы (книга и многие статьи) по истории гармонии, в первую очередь, «Исследования о происхождении гармонической тональности» (Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel, 1968). Ценность представляют также его статьи, раскрывающие становление ритмической системы (от мензуральной ритмики к тактовой) новоевропейской музыки. В трудах обобщающего характера, таких как «Основания истории музыки» (нем. Grundlagen der Musikgeschichte, 1977), «Идея абсолютной музыки» (нем. Die Idee der absoluten Musik, 1978), «Музыкальный реализм. К истории музыки XIX века» (нем. Musikalischer Realismus: zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, 1982), Дальхауз опирался на опыт феноменологии и герменевтики (идеи интенциональности музыкального языка, его зависимости от языка словесных интерпретаций, заданных историческими стереотипами понимания музыки).