Даэна


Даэна (из авестийского [dʌeːnaː]) — в зороастрийской мифологии «Вера», («Зартошти Даэна» – Вера Заратуштры), также имеющее значение совести[1].

Даэна — существительное женского рода, которое переводится как «то, что видно или наблюдается». В книге «Зороастризм: введение в древнюю веру» Питер Кларк предполагает, что этот термин также может быть связан с авестийским корнем «дех» или «ди-»[2].

Авестийский термин авест. 𐬛𐬀𐬉𐬥𐬁daēnā в Гатах dēnā в младшем авестийском — продолжается на среднеперсидском языке как dēn (пехл. 𐭣𐭩𐭭) и в новоперсидском как "dīn/ди́н", что сохраняет авестийские значения. Помимо этого у данного термина есть индийское родственное слово дхена, что означает мысль, но мысль в её высших и духовных пределах[3][4]. Слово дзен, используемое в названии религиозной секты дзен-буддизма, происходит от родственного дхаяна (см. также Дхьяна в буддизме).

Имя Даэны упоминается в Гатах, серии из семнадцати гимнов, предположительно написанных Зороастром. Даэна появляется как в Ахунавайти Гате[6], так и в Уштаваити Гате[7], в которых написано, что Даэна каким-то образом связана с наградой, которую правоверные получат в загробной жизни. Однако ссылки на Даэну в Гатах кратки, что оставляет много неясностей в её сущности. Как писали авторы энциклопедии «Мифы народов мира»:

Каждый человек после смерти встречал свою Даэну. В женском облике у входа на тот свет, Даэна праведника выглядела прекрасной юной девой, а Даэна грешника уродливой старухой[8].

Более поздние авестийские писания, такие как Вендидад, описывают концепцию Даэны дальше. Вендидад изображает Даэну чем-то вроде психопомпы, ведущей добрые и чистые души по мосту Чинват в Дом Песни, зороастрийский рай, в то время как нечестивых тащат в Дом Лжи, место наказания. Она описывается как хорошо одетая и в сопровождении собак[9].