Движение за новую культуру


Движение за новую культуру (кит. трад. 新文化運動, упр. 新文化运动, пиньинь Xīn wénhuà yùndòng) середины 1910-х и 1920-х годов возникло из-за разочарования в традиционной китайской культуре после неудачи Китайской республики, основанной в 1912 году, для решения проблем Китая.[1] Такие учёные, как Чэнь Дусю, Цай Юаньпэй, Чэнь Хэнчжэ[англ.], Ли Дачжао, Лу Синь, Чжоу Цзожэнь, Хэ Дун, Цянь Сюаньтун, Лю Баньнун, Бин Синь и Ху Ши, получили классическое образование, но начали выступать против конфуцианских устоев. Они призывали к созданию новой китайской культуры, основанной на мировых и западных стандартах, особенно демократии и науке.

4 мая 1919 года студенты в Пекине протестовали против Парижской мирной конференции, давшей Японской империи права на провинцию Шаньдун, в то время принадлежавшую Германской империи, превращая это культурное движение в политическое, которое стало известно как Движение четвёртого мая.[2]

Двумя главными центрами литературы и интеллектуальной деятельности в Китае того времени являлись Пекин, а именно Пекинский университет и Университет Цинхуа, и Шанхай с его процветающим издательским делом.[3]Основатели движения «Новая культура» сгруппировались в Пекинском университете, где их возглавил Цай Юаньпэй, когда он стал министром. Чэнь Дусю в качестве декана и Ли Дачао в качестве библиотекаря, в свою очередь, привлекли ведущих деятелей, таких как философ Ху Ши, исследователь буддизма Лян Шумин, историк Гу Цзэцзян и многие другие. Чэнь основал журнал «Новая молодёжь» в 1915 году, который стал самым заметным из сотен новых публикаций для публики нового среднего класса.[4]

Юань Шикай, унаследовавший часть армии династии Цин после её распада в 1911 году, попытался установить порядок и единство, но он не смог защитить Китай от Японии, а также не смог провозгласить себя императором.[5] Когда он умер в 1916 году, многим казалось что это является полным крахом традиционного порядка. В результате начался усиленный поиск замены традиционной культуры. Искали человека, который мог бы пойти глубже, чем изменения предыдущих поколений, которые принесли новые институты и новые политические формы. Смелые лидеры призвали к новой культуре.[4]

Литературный истеблишмент, издательства, журналы, литературные общества и университеты обеспечили основу для активной литературной и интеллектуальной сцены в течение следующих десятилетий. Журнал «Новая молодёжь», который был ведущей платформой для обсуждения причин слабости Китая, возложил вину на конфуцианскую культуру. Чэнь Дусю призвал заменить «мистера Конфуция» на «мистер Наука» (賽 先生; 先生 先生; sài xiānsheng) и «г-н Демократия» (德 先生; dé xiānsheng). Другим результатом было распространение использования письменного китайского языка (白话文) вместо литературного или классического китайского языка. Ху Ши заявил, что «мёртвый язык не может производить живую литературу». Теоретически, новый формат позволял людям с не очень хорошим образованием читать тексты, статьи и книги.