Деградация городской среды


Деградация городской среды (англ. urban decay) — упадок успешного в прошлом города или городского района, который проявляется в оттоке населения, запустении объектов инфраструктуры, разрушении отдельных зданий, банкротстве ключевых предприятий и деиндустриализации, высоком уровне безработицы, разгуле преступности, обилии мусора и граффити[1].

Тема деградации городов возникла в урбанистике в 1970-е гг. в связи с деиндустриализацией многих западных городов, выросших на волне Промышленной революции. Проблема деградации остро стояла для Рурской области, для старых индустриальных центров Великобритании (Глазго, Манчестер, Шеффилд), для Филадельфии и городов «ржавого пояса» США.

В развитых странах для депрессивных городов и районов характерны убыль населения, падение цен на ветшающую недвижимость и рурализация (часто в форме бегства белых). Примером может служить центр американского автомобилестроения Детройт (см. упадок Детройта, банкротство Детройта). В странах третьего мира деградация часто проявляется в превращении благополучных прежде «спальных районов» в трущобы с тяжёлой криминогенной обстановкой и сопутствующими социальными болезнями (наркомания, проституция и т. д.).

Города с нисходящими тенденциями городского развития в урбанистике часто именуются «убывающими» (shrinking cities) или депрессивными[2]. Наиболее тяжело переживают деградацию городской среды малые и монопрофильные города, у которых гораздо меньше возможностей диверсификации, чем у мегаполисов. Жители деградирующих городов оказываются в ситуации каждодневного стресса, вызванного психологической травмой проживания среди руин, разбитых дорог и заросших травой пустырей (см. психогеография).

При определённых обстоятельствах упадочные урбанистические пейзажи становятся вдохновляющими объектами для созерцания, культурных исследований и различных форм искусства, а также питательной средой для субкультурных течений (в основном молодежного характера).

Социально-экономические причины деградации городов многообразны — от изменения транспортных путей до неконтролируемого наплыва малообразованных мигрантов. Отсутствие внимания к проблемам таких территорий нередко выливается в масштабные акции протеста (как, например, «война пригородов» во Франции начала XXI века).