Деконструктивизм (мода)


Деконструктивизм (или деконструкция) — явление в моде 1980-х — 1990-х годов. Предполагает использование форм костюма, которые построены на выявлении структуры одежды — они используются как внешний элемент костюма. Формы деконструктивистского платья описываются как «распадающиеся»[3], «незаконченные»[3], построенные на обращении к «форме, крою и конструктивным элементам»[4]. Это явление связывают с именами Мартина Маржела, Ёдзи Ямамото, Рей Кавакубо, Карла Лагерфельда, Энн Демельмейстер и Дриса ван Нотена[5][6][3]. Деконструктивизм в моде рассматривается как часть философской системы, сформировавшейся под влиянием работ Жака Деррида[7][8]. Теория деконструкции рассматривается как важное направление в системе теории моды.[9]

В моде термин «деконструктивизм» сформировался во второй половине 1980-х — в начале 1990-х годов. Принципы этого направления были обозначены в 1985 году в статье Харольда Кода «Рэй Кавакубо и эстетика бедности»[10]. В начале 1990-х годов Харольд Кода и Ричард Мартин представили понятие модной деконструкции в каталоге выставки Infra-Apparel[11], где «деконструктивизм» описывался как единая тенденция 1990-х. Полагают, что термин «деконструктивизм» применительно к моде стал использоваться после архитектурной выставки 1988 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке[12]. Работой, обобщившей основные принципы деконструктивизма в 1990-е годы, можно считать текст Элисон Джилл «Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды»[1]. В работе историка искусства Екатерины Васильевой «деконструктивизм» рассматривается как интеллектуальная и аналитическая система, связанная с концепцией языка, беспорядка, структуры и нарушением традиционного стандарта моды[2].

Деконструктивизм считается одним из наиболее влиятельных течений моды 1980—1990-х годов[13]. Возник как реакция на континентальную философию[7][14] и может рассматриваться как одна из попыток представления моды как интеллектуального движения[8][2]. Дизайнеры и критики подчеркивали альтернативный характер модной деконструкции по отношению к коммерческой или подиумной моде, хотя это противостояние достаточно условно. Деконструктивизм ориентировался не столько на механизм и правила модной индустрии, сколько на философию и архитектуру[15].