Дендроарт


Дендроарт (от др.-греч. δένδρον «дерево» и лат. ars «искусство»)  — создание произведений искусства из живых древесных растений, а также сами продукты творческой деятельности. Термин введен С. Н. Горошкевичем в 2019 году[1][2]. Он объединяет канонические восточные (хоннонбо, пэньцзин, бонсай, сайкэй, ниваки, карикоми)[2][3] и современные интернациональные (топиар, дендропластика, арбоскульптура)[2][3] техники художественного изменения размера и формы древесных растений. Первые опыты дендроарта известны из Древнего Рима и Древнего Китая. Они датируются II-I веками до н.э. Плиний Старший в своей Естественной истории заслугу создания первого аккуратно подстриженного дерева приписывает придворному Гая Юлия Цезаря по имени Калвена (Cnaeus Matius Calvinus). Древнекитайские легенды о первых миниатюрных ландшафтах с живыми растениями относятся примерно к этому же времени, но письменные сведения о пэньцзин (миниатюрных деревцах с закрытой корневой системой) известны лишь со времен династии Тан (VII век н.э.). Материальные свидетельства о появлении пэньцзин (бонсай) в Японии датируются, по разным источникам, от конца XII до начала XIV века.

Из-за существенных различий в менталитете западный и восточный дендроарт были основаны на принципиально разных эстетических принципах. Европейский дендроарт предполагает полную свободу творчества, противостоит природе, является максимально искусственным. Это симметрия, регулярность и непохожесть растения на его природную форму, включая использование сортов. Азиатский дендроарт строго канонический, он подражает природе и стремится по возможности воссоединиться с ней. Это нечетные числа, иррегулярность и диспропорциональность, стилизация под природную форму, использование почти исключительно «диких» видов.

Вплоть до конца XIX – начала XX века западный и восточный дендроарт развивались независимо друг от друга. Затем, особенно с середины XX века они начали активно взаимообогащаться. Этот процесс был и остается асимметричным: восточные эстетические принципы значительно активней проникали и проникают на запад, чем западные на восток. Попав на запад, традиционные восточные жанры дендроарта часто в той или иной мере трансформируются. Расширяются пределы допустимого в части древесного материала и методов работы. Всё это, а также форма готового продукта, индивидуализируется под вкусы и эстетические принципы каждого конкретного автора. Вследствие этого рамки традиционного восточного канона на западе становятся всё более размытыми. Бывает, что создаются новые каноны или даже декларируется полный отказ от любых канонов.

Автор термина «дендроарт» С. Н. Горошкевич до 2019 г. использовал его только в узком (sensu stricto) смысле для обозначения техники создания деревьев с «дикой» скелетной основой, у которых исходная крона полностью заменена на множественные прививки карликовых сортов. Такое понимание термина было представлено в статье на сайте "Всё о сибирском кедре, его близких и дальних родственниках"[4] в 2006 году.