День города Москвы


День го́рода Москвы́ — ежегодный общегородской праздник в Москве. Отмечается в первую или во вторую субботу сентября[2]. Основные торжества традиционно проходят на Тверской улице, Красной площади, Васильевском спуске, Поклонной горе и Воробьёвых горах, народные гуляния и концерты проходят по всему городу. Завершает День города праздничный салют[3].

Впервые торжества в честь Дня города прошли в Москве в 1847 году в честь 700-летнего юбилея города. Идея праздника принадлежала публицистам-славянофилам, среди которых были историки Константин Аксаков и Михаил Погодин. Годом ранее историк Иван Забелин установил дату первого летописного упоминания о Москве — 4 апреля 1147 года. Тогда же, в 1846 году, в газете «Московские ведомости» вышла статья Константина Аксакова «Семисотлетие Москвы», которая вызвала дискуссию об историческом значении города[4]. Идею празднования юбилея поддержали московский митрополит Филарет и генерал-губернатор Алексей Щербатов[5].

Трёхдневные торжества были запланированы на весну 1847 года. Предполагалось, что они будут включать в себя церковное празднование на первый день — «торжество церковное», заседание в Московском университете и бал у генерал-губернатора на второй день — «торжество учёное», народные гулянья с раздачей подарков на третий — «торжество народное»[5]. Николай I препятствовал реализации планов из-за своего негативного отношения к славянофилам как к представителям оппозиции. По распоряжению императора празднование 700-летия Москвы было перенесено на 1 января 1847 года и ограничилось одним днём[4]. Митрополит Филарет произнёс молитву во славу Москвы в Чудовом монастыре, в храмах города прошли торжественные молебны[5]. Иллюминация из жировых ламп подсвечивала Кремль со стороны Красной площади, здания Московского университета, памятник Минину и Пожарскому, Новодевичий монастырь и дом генерал-губернатора на Тверской улице. Сильный ветер моментально погасил часть огней. Больше попыток празднования Дня Москвы в дореволюционную эпоху не предпринималось[6].

Поэт и публицист Михаил Дмитриев в своём письме Михаилу Погодину отзывался о попытке празднования Дня города как о неудачной:

Что узнал теперь народ из этой иллюминации? Ровно ничего… Этим не вспомянули торжества семисотлетия, а заставили забыть его или об нем не думать, сливши его с Новым годом!... Всего приличнее было сделать трёхдневное торжество, начав его именно 28-го марта, которое приходится в пятницу на Святой неделе, когда и без того бывает гуляние и собрание народа. В первый день пусть было бы торжество церковное и иллюминация; на другой день торжество учёное — в Университете и бал у генерал-губернатора и опять иллюминация; на третий день — торжество народное: и быки жареные на площадях, и фонтаны, а вечером бал в Благородном собрании для дворянства и купечества и иллюминация... Да мало ли что можно бы придумать, а Москва этого стоит![5]