Десантные катера проекта 21820


Десантные катера проекта 21820 «Дюго́нь» — серия российских высокоскоростных десантных катеров на воздушной каверне для ВМФ России. По кодификации НАТО «Dyugon»/«Ataman Platov». Катера проекта предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье десанта, колёсной и гусеничной техники.

Проект десантных катеров 21820 был разработан в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Предшественник данного проекта — скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», также разработан в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева.

В 1998 году на Нижегородском «Центральном Конструкторском Бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» был подготовлен проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был[1].

С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что современный флот нуждается в более скоростных судах, обладающих значимой десантовместимостью и грузоподъёмностью. Это привело к переработке начального проекта с использованием наработок по проекту 11770 «Серна». Так появился новый проект транспортно-десантного катера для действий в морях и на крупных озёрах в странах с разными климатическими условиями на воздушной каверне с пропульсивной установкой, получивший шифр «Дюгонь».

По заявлению Андрея Щербаня, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа — на каждом флоте планируется иметь по 4-5 таких кораблей[2].

В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии[2].