Де-Кастри


Поблизости от посёлка находится нефтеотгрузочный терминал Де-Кастри оператора АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф». Это один из крупнейших нефтеналивных портов Тихоокеанского побережья России и самый удалённый объект инфраструктуры проекта «Сахалин-1»[2].

Поселение было основано в 1853 году. Это произошло за пять лет до подписания Айгунского договора, по которому Россия получала эти земли, поэтому тогда ещё существовало особое правительственное распоряжение не осваивать земли южнее Амурского лимана. Тем не менее, весной самый молодой участник экспедиции Невельского Николай Бошняк был послан с двумя казаками и одним тунгусом для основания поста на берегу залива Де-Кастри. Сначала был построен Александровский пост, к началу XX века упразднённый; позднее появился Де-Кастри.

Де-Кастри был назван по бывшему имени залива Чихачёва, на котором стоит. Залив был открыт Лаперузом 25 июля 1787 года и назван в честь организатора экспедиции — морского министра Франции маркиза Шарля де Кастри́. Залив представляет собой удобное естественное убежище для судов, что также ценно с военной точки зрения.

После обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году, во время Крымской войны, стали очевидными трудности снабжения и обороны Камчатки. Было решено перенести порт с Камчатки, не дожидаясь повторного нападения. Весной 1855 года русская эскадра с оружием и людьми под руководством контр-адмирала Завойко направилась в сторону устья Амура, который, однако, был ещё покрыт льдом. Было решено дождаться ледохода, скрываясь в заливе Де-Кастри от превосходящих сил французов и англичан. Русские корабли были там обнаружены, однако успели уйти к Амуру через Татарский пролив до прибытия вражеских подкреплений.

Англичане и французы не знали, что Сахалин является островом, и провели весь завершающий период войны в бесплодном ожидании русского флота у его южного побережья[4].

При составлении первых планов железнодорожной сети России в 1858 году, Николай Муравьёв-Амурский предлагал провести железную дорогу между селом Софийским на Амуре и Александровским постом. Эти планы реализованы не были — железная дорога вышла к Тихому океану гораздо южнее, во Владивостоке, а в советское время — в Ванино.