Джьотиша


Джьотиш(а) (санскр. ज्योतिष — IAST: jyotiṣa — «астрономия, астрология»[1] от IAST: jyotis — «свет, небесное светило»[2]) — астрология индуизма. Также называется индийской астрологией или ведической астрологией.

Последние две являются частью предсказательной астрологии (Пхалита). Поэтому в целом индийская астрология подразделяется на две ветви Ганита (Сиддханта) и Пхалита (Самхита и Хора).

Основание джьотиши — бандху. Это понятие встречается в Ведах и означает связь между микрокосмом и макрокосмом. На практике джьотиша основывается на сидерическом зодиаке, который отличен от тропического, используемого в западной астрологии. В джьотише делается коррекция в связи с прецессией точки весеннего равноденствия. Например, авторы Сурья-сиддханты, а также астроном Ариабхата и астролог Варахамихира, использовали сидерическую Айанамшу на основе звезды Ревати (ζ Piscium)[4][5][6][7][8][9]. Однако в Хора Ратне 434, которая была написана 800-1000 лет назад, утверждается, что в Индии, наряду со сторонниками сидерического Зодиака, также были и сторонники тропического Зодиака[10]. Возможно это было связано с тем, что Зодиак описан в Пуранах и Рамаяне как тропический[11][12]. Джьотиша включает несколько подсистем интерпретации и предсказания с некоторыми элементами, которые отсутствуют в западной астрологии, например, система лунных стоянок. В Индии используют два стиля гороскопа: южный и северный.

Астрология имеет важное значение в жизни индуистов. В индийской культуре новорождённым по традиции дают имя, основанное на их гороскопах, а понятия и идеи джьотиши глубоко проникли в систему календарей и праздников, также как и в другие области жизни. Например, джьотиша используется при принятии решения о бракосочетании, открытии нового бизнеса или переезде в новое жилище. Астрология даже сохраняет свою позицию среди «традиционных наук» в современной Индии[13]. После спорного решения Высшего Суда штата Андхра-Прадеш (2001) некоторые индийские университеты стали предлагать учёную степень по ведической астрологии[14], однако введение курса джьотиши в университетах вызвало резкую реакцию научного сообщества Индии, выразившего протест[15][16] против попыток придания научного статуса псевдонауке[17][18].

Сама зодиакальная гороскопия находится только в текстах категории Смрити, а в текстах категории Шрути находится исключительно астрология Накшатр, без Зодиака[19][20]. Двенадцать ведийских солнечных месяцев, в Шрути, не имеют зодиакальных ассоциаций[21]. Однако Наваграха в Шрути упоминается[22].

В нынешнем джьотише обычно используется система полнознаковых домов гороскопа, однако в старинной Сурья-сиддханте предписана неравнодомная система[23].