Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова (Токмак)


Дизелестроительный завод им. С. М. Кирова (ранее «Красный прогресс», «Завод № 175») — крупный машиностроительный завод в городе Токмак Запорожской области. Один из старейших заводов в Украине, основанный в 1882 году. В советское время был одним из ведущих дизелестроительных заводов СССР (выпускал более 90 модификаций дизельных двигателей), а также одним из основных торпедостроительных предприятий. Являлся градообразующим предприятием Токмака, на котором работало около 10 тыс. чел.[1]. Территория завода составляла 54 га (под промышленными объектами — 290600 м²). С конца 1970-х годов входит в производственное объединение «Юждизельмаш». В конце 2000-х годов вследствие огромной задолженности производство прекращено, заводское имущество и площади частично распроданы.

В 1882 году в селе Большой Токмак Таврической губернии основывается и развивается завод земледельческих машин и орудий немца Фукса. Три года спустя неподалёку от него был основан аналогичный завод австрийца Клейнера. Заводы производили сеялки, буккеры, жатки, происходил постепенный рост производства.

С началом Первой мировой войны объём выпускаемой продукции снизился из-за мобилизации многих рабочих и трудностей в обеспечении материалами и топливом. В октябре 1915 года заводы (переименованные в «Триумф» и «Киранон») перешли в распоряжение военного ведомства, в них расположились автомобильная и мотоциклетная роты. В годы Гражданской войны оба завода были существенно разрушены.

Осенью 1920 года была разработана программа восстановления производства на заводах. 28 июня 1922 года экономическое совещание при уездном совете профсоюзов постановило объединить оба завода в Первый государственный завод сельскохозяйственных машин и орудий уездного СНХ. Позже, в день 5-й годовщины Октябрьской революции, завод был назван «Красный прогресс». Он вошёл в состав созданного в том же году Всесоюзного объединения тяжёлого машиностроения.

В 1923 году заводу было предложено наладить серийное производство трактора «Запорожец» (опытный образец которого был создан в с. Кичкас в 1921 году); он производился до 1927 года, было выпущено около 800 машин. К 1925 году на заводе работало 1196 чел., выпускались нефтяные двигатели с тележками, трактора «Запорожец», жатки, буккеры, плуги, веялки, токарные станки. В 1927 года на заводе начинает издаваться многотиражная газета «Металлист» (позже переименованная в «Червоний двигун»), а также открывается заводской клуб «Металлист».

С 1929 года завод работает по пятилетним планам. Начинается производство пятитонных тракторных тележек, бензиновых двигателей «Прогресс», судовых и ветросиловых двигателей. Завод был подчинён всесоюзному объединению «Союздизель», и с конца 1931 года на нём начинается испытание образцов заграничных дизельных двигателей с целью разработки нового типа советского маломощного дизеля. В 1933 году был создан первый двухтактный дизель «Пионер».