Международный аэропорт имени Президента Николау Лобату


Международный аэропорт имени президента Николау Лобато (порт. Aeroporto Internacional Presidente Nicolau Lobato, тетум Aeroportu Internasional Presidente Nicolau Lobato; (ИАТАDIL, ИКАОWPDL), ранее Аэропорт Коморо (индон. Bandar Udara Komoro) — международный аэропорт, обслуживающий Дили, столицу Восточного Тимора. Является крупнейшим аэропортом страны. С 2002 года носит имя Николау душ Реиша Лобату, восточнотиморского политика и национального героя.

Аэропорт расположен в суко Мадохи[нем.], который является частью подокруга Дом-Алейшу, в западном пригороде Дили. На севере от аэропорта находится пролив Омбай, а на востоке река Коморо[3][4]. Взлетно-посадочная полоса проходит с востока на запад[1][2].

К северу от аэропорта, между взлетно-посадочной полосой и проливом Омбай, находится жилая зона, включающая жилые дома, сельскохозяйственные угодья, школу, церковь и кладбище. Кроме того, в зону входит пляж Бето-Таси[5].

Аэропорт был построен до Второй мировой войны колониальной администрацией португальского Тимора[6]. Вскоре он стал базой для Transportes Aéreos de Timor (TAT), которая была основана в июле 1939 года как национальная авиакомпания колонии[7][8].

В мае 1939 года правительство Португалии дало авиакомпании Qantas разрешение на выполнение рейсов из Дарвина в Дили. Однако из-за возражений правительства Японии предоставление услуг Qantas было отложено более чем на год. В конце концов, в декабре 1940 года рейсу Qantas Дарвин—Батавия, курсирующему раз в две недели, было разрешено останавливаться в Дили. В следующем месяце Дили заменил Купанг в качестве остановки для рейса Qantas из Дарвина в Сингапур. В качестве компенсации японской компании Dai Nippon Airways было разрешено выполнить шесть пробных рейсов из Палау в Дили в период с декабря 1940 г по июнь 1941 г[9].

Все эти полеты выполнялись на летающих лодках, а не обычных самолетах, которым приходилось использовать взлетно-посадочную полосу в Дили. Эти рейсы также называют «псевдокоммерческими», поскольку они имели «незначительное коммерческое значение» и использовались для «политического влияния» в преддверии Войны на Тихом океане[9].


Ангар TAT в аэропорту
Ссылка на описание
Ангар TAT в аэропорту