Динер, Нелли


Нелли Хедвиг Динер (нем. Nelly Hedwig Diener; 5 февраля[1] 1912 г. — 27 июля 1934, близ Вурмлингена) — первая бортпроводница в Европе, работала в швейцарской авиакомпании Swissair.

Первый в мире стюард на борту самолёта дежурил в 1911 году на коммерческом дирижабле LZ 10 «Schwaben» компании DELAG. 1 мая 1927 года British Imperial Airways впервые в мире взяла к себе на службу бортпроводника на маршруте Лондон-Париж. Профессия бортпроводника восходит к операционному менеджеру компании Boeing Air Transport (ныне United Airlines), который в 1930-е годы считал, что бортпроводницы-женщины будут оказывать на пассажиров успокаивающее действие, уменьшая страх перед полетами, которые в то время считались экзотикой. 15 мая 1930 года американская медсестра Эллен Чёрч (1904—1965) стала первой стюардессой в мире, сопровождавшей пассажиров трёхмоторного Боинга 80А компании Boeing Air Transport .

В начале 1934 года Нелли Динер стала первой в Европе бортпроводницей швейцарской авиакомпании Swissair. Журнал «Аэро-Ревю» прославлял её то как «белокурую, кудрявую даму с длинными ресницами», то как «ангела воздуха»[2]. Она баловала своих пассажиров самодельной едой и напитками. В первые годы существования Swissair питание не входило в стоимость полета; в первые дни коммерческих самолётов не было места для бортовой кухни в тесном пространстве. Были предложены чай, кофе, бутерброды, суп и фрукты[3][4]. Нелли Динер успокаивала пассажиров, которые боялись летать, и играла со многими из них в карты или, чтобы отвлечься от страха перед полетом, вместе вязали, пели песни или даже йодль. Стюардессы Swissair первоначально выполняли свою работу без униформы и должны были довольствоваться лишь белым фартуком — с другой стороны, современные фотографии вне самолёта в основном изображают Нелли Динер в летной куртке, брюках и шляпе. Её должность указана на открытке как «Стюардесса скоростного самолёта Swissair „Кондор“»[5].

Как первая женщина-бортпроводник в Европе, Нелли Динер получила известность далеко за пределами страны. Она разбилась в возрасте 22 лет после 83[5] полетов при крушении 14-местного Curtiss AT-32C Condor (бортовой номер CH-170) 27 июля 1934 года на маршруте Цюрих-Берлин под Вурмлингеном[6].